Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Игры по включению учащихся с ОПФР в коллектив класса

Игры по включению учащихся

с особенностями психофизического развития 

в коллектив класса

Игра «Учимся видеть мир»

Разнообразие и разносторонность окружающего мира воспринимаются каждым ребенком по-своему. Это зависит от условий воспитания в семье, от активности ребенка, от результата и опыта взаимодействия с субъектным и объектным миром. Создавая определенные педагогические ситуации, необходимо приучать учеников к мысли, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному.

Яркой иллюстрацией этой мысли может быть рассматривание одного предмета с разных позиций. Например, все учащиеся усаживаются полукругом (или в круг), в центре которого ставят чашку.

Каждому участнику предлагается описать ту часть чашки, которую он видит перед собой. Таким образом, учитель подводит к выводу, что любой предмет можно рассматривать с различных позиций, что с каждой позиции он видится иначе. Эта игра позволяет учащимся осознать существование разных точек зрения на один и тот же предмет (или на одни и те же вещи), помогает оценить значение разности суждений и мнений.

Учитель подводит к тому, что только благодаря разности точек зрения (суждений, мнений) о любом предмете (или событии, явлении, проблеме) можно получить более глубокие и точные представления о нем. Постепенно дети привлекаются к рассмотрению любых проблем, событий, фактов с позиций их всестороннего анализа и признания любых мнений как ценности. Такой подход помогает выработать более терпимое отношение к разным высказываниям и разным ответам, в том числе и неверным.

 

Игра «Волшебные нити»

О сложности мира, о видимых и невидимых существующих связях в нем расскажет учащимся игра «Волшебные нити». Все учащиеся усаживаются полукругом, но могут и оставаться на своих местах.

Учитель берет клубок, затем, зацепив конец нити за кисть своей руки, передает его ученику или ученице со словами: «Мне нравится Катя тем, что помогла Саше разобраться с трудной задачей». Катя в свою очередь, зацепив нить за кисть своей руки, передает клубок следующему ученику или ученице, которых она ценит за что-либо, со словами: «Мне ты нравишься за...». Таким образом клубок переходит из рук в руки, связывая своей нитью всех учащихся. Учитель следит за тем, чтобы не оказалось детей, к которым не попал бы клубок. Все дети вдруг видят, что они так связаны друг с другом, что их многое объединяет, хотя каждый называл важные для него качества другого человека. По ходу игры последний ученик или ученица, кому достался клубок, начинает его сматывать и возвращает тому, кто его передавал, со словами: «Я нравлюсь за...».

Такая игра помогает осознать всю сложность человеческих от-ношений, взаимосвязь людей между собой, показывает разность оценивания друг друга, то, что каждый в отдельности так же ценен, как и в сообществе, вместе со всеми. Меняя ситуации, наполняя их различным содержанием, учитель добивается того, что дети учатся принимать каждого таким, какой он есть, что каждый имеет свои достоинства, за которые его ценят, что именно разность достоинств каждого обогащает всех.

 

Игра «Последствия»

Как известно, для всех детей характерны импульсивные поступки, которые они демонстрируют как ответ на какие-то воздействия (слова, замечания и др.). Практически ни один ребенок (подросток) не задумывается над тем, что любой поступок всегда имеет последствия, порой более значимые, чем сам поступок.

Более глубокому осмыслению и пониманию своих поступков и их последствий помогает игра «Последствия». Группа детей разделяется на 6—7 подгрупп, которые активно играют роль «мозга» субъекта. Ребенок (подросток) озвучивает свое желание, которое возникает сейчас, — например, «хочу прогулять уроки». Каждая подгруппа обсуждает поступок с точки зрения его последствий через определенное время, показывая свои варианты событий, которые могут произойти:

1 группа — к концу дня;

2 группа — через повторение поступка;

3 группа — через неделю; 4 группа — через месяц;

5 группа — через год;

6 группа — в зрелые годы;

7 группа—к концу жизни.

Учитель может подбирать ситуации, часто встречающиеся в школе, часто повторяющиеся, имеющие особое значение и т. д.  

Совместное прогнозирование ситуаций полезно для всех участников, поскольку расширяет представления учащихся о роли личности в построении собственной жизни. Такие ситуации показывают школьникам, что у поступка всегда есть последствия, что необходимо учиться анализировать, контролировать и регулировать желания и вовремя осуществлять выбор в сторону одобряемых поступков. Такие примеры показывают, что человек в большинстве случаев сам себе создает жизнь, но не всегда это осознает. Чем меньше человек задумывается над своими поступками и чем меньше их понимает, тем больше перекладывает вину на обстоятельства и других людей. Игра помогает корректировать свое поведение, предвидеть дальнейший ход событий, осмысливать роль поступка в общей судьбе.

 

 

Игра «Ситуация»

Многоаспектность работы учителя, создающего условия для совместного обучения в классе, заключается в том, что он способствует организации жизнедеятельности всего коллектива и каждого отдельного ребенка в коллективе на принципах проецирования продуктивных решений. Повседневная практика есть нескончаемый поток сложнейших жизненных перипетий, в которых крайне трудно находить решения. Порой решения, выбранные человеком, очень далеки от этических норм человеческого существования.

В рамках школы, на предметном материале, создаются неограниченные возможности по проецированию учащимися своего повседневного поведения, построенного на нравственно-этическом выборе.

Приведем фрагмент занятия, построенного на следующем сюжете. Учитель читает (или дети читают) стихотворение:

Жадный пес

Пирогов испек,

Дров принес,       

Спрятался в уголок

Воды налил,        

И съел сам —

Тесто замесил,     

Ам, ам, ам...

По содержанию стихотворения учащиеся выделяют понятие «жадный». Определяют, что такое жадность, почему люди не любят жадных. Далее учащимся предлагают проанализировать ситуации.

Ситуация 1. Сын просит маму купить дорогостоящую игрушечную машинку. Мама отказывается выполнить просьбу сына. Она жадная?

Ситуация 2. Человек идет по улице. Нападает хулиган. Хочет отнять шапку. Человек не отдает. Он жадный?

Ситуация 3. Папа налил себе чаю в большую чашку, а дочке — в маленькую. Он жадный?

Ситуация 4. Девочка ела мороженое и ни с кем не поделилась. Она жадная?

Ситуация 5. Дети подошли к продавцу и попросили конфет. Денег у них нет. Продавец не исполнила их просьбу. Она жадная?

А как выглядят противоположные жадности качества: щедрость, альтруизм, расточительство?

Здесь учителю предоставляется поле неограниченных возможностей для проецирования ситуаций с названными словами и демонстрации положительных нравственных качеств. Таким образом, на конкретных житейских примерах учащиеся видят многогранность ассоциаций, вызываемых только одним словом, в то же время решается проблема нравственного выбора, проекции нравственных поступков и качеств личности. Кроме того, существенным образом меняется образовательный процесс в целом. Учитель создает педагогические ситуации и педагогические условия, в которых ученик учится принимать решения, осуществлять выбор, анализировать свое собственное поведение, проецировать и конструировать свою жизнь. Чтобы ребенок (школьник) мог правильно решать свои проблемы и свои задачи, необходимо показывать, что любая ситуация может иметь множество решений. Учить детей выбирать, ориентируясь на общечеловеческие ценности, — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом.

Примером обучения выбору может служить анализ такой ситуации. Учитель знакомит детей с сюжетом: «На перемене ты увидел, что ученик без спроса взял чужую ручку и положил себе в карман. Как ты поступишь? Скажешь учителю? Скажешь тому, чью ручку взяли? Промолчишь? Скажешь своему другу? Подойдешь и скажешь, что можешь выручить и дать свою ручку? Посоветуешь не класть ручку в карман, а то он испачкается? Что может произойти, если ты поступишь, как в первом случае? Во втором? В третьем?»

Основываясь на конкретных и близких детям ситуациях, учитель предоставляет возможность широкого обсуждения проблемы, учит видеть разные пути ее разрешения, учит совершать моральный выбор.

Проблема выбора имеет различные формы выражения. Примером может служить анализ следующей ситуации. «В доме двое детей, мама ушла. Дети баловались, бросались подушками и разорвали одну подушку. Вдруг щелкнула дверь, вошла мама. Старший сын, заслышав звук, быстренько сел на диван, а младший продолжал разбрасывать перышки. Мама поставила его в угол». Детям предлагается составить прогноз действий старшего брата, поставить себя в его ситуацию. После обсуждений учитель сообщает о поступке брата. Старший брат разделил участь младшего, став рядом с ним в угол со словами: «Так будет справедливо».

 

Игра «Слова»

Очень эффективным является и такой прием, как выделение смысловой части из слова. Например, всем участникам занятия раздаются карточки с написанным на них словом С-ЧАСТЬ-Е и предлагается разъяснить такое написание. Вдруг, неожиданно для себя и применительно к себе, они начинают видеть значимость части для целого. Начинают размышлять, что только с частью кого-то может быть счастлив человек, что каждый из них является частью — частью семьи, частью класса, частью школы, страны... Многие из них приходят к выводу, что человеческое счастье в единстве людей. Некоторые из них пытаются осмыслить, что такое женское счастье, есть ли мужское счастье и т. д.

Учитель на доступных примерах показывает детям, что жизнь предоставляет нам возможности быть счастливыми каждый день. Дворник метет улицу и поет — он счастлив. Старушка получила письмо от сына — она счастлива. Женщина наконец-то купила долгожданную вещь — она счастлива. Ученик, правильно ответивший урок, — счастлив. Такой прием эффективен и при разъяснении учащимся значений таких слов, как ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, и многих других. На этих примерах мы показываем, что учитель имеет неограниченные возможности для творчества, которые ему предоставляет совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития.

Таким образом, мы попытались показать, что совместное обучение детей с разными потенциальными возможностями имеет положительные тенденции для развития всех детей, что такая новая форма обучения может быть очень интересной, разнообразной, если рассматривать ребенка не как объект педагогического воздействия, а как субъект взаимодействия, как полноценную личность.

Разделы сайта