Организация питания учащихся регулируется Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся».
Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования:
из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, дети-инвалиды, обучающиеся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (одно-, двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования); проживающие в общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовым питанием); указанные в пункте 6 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одноразовым питанием);
указанные в пункте 7 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одно-, двухразовым или двух-, трехразовым питанием в зависимости от зоны радиоактивного загрязнения); получающие образование и проживающие в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, гимназиях-интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях (четырех-, пятиразовым питанием в зависимости от вида и типа учреждения образования).
В учреждениях образования обучающимся предоставляется питание в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.
За счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся (если им не предусмотрено бесплатное питание в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 настоящего Положения):
I–IV классов начальных, базовых, средних школ, гимназий, учебно-педагогических комплексов (кроме обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования);
V–XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, проживающим в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия; из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства; из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства; с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах,
классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания; специализированных по спорту классов; находящимся в социально опасном положении.
Обучающимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется бесплатное питание дополнительно к питанию, указанному в части первой настоящего пункта.
Обучающиеся первых классов, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, а также проживающие на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, установленным для учреждений дошкольного образования в зависимости от режима их работы.
Для получения бесплатного питания обучающимися, указанными в абзаце втором пункта 3 и абзацах третьем–восьмом пункта 6 настоящего Положения, их законные представители до 31 августа подают заявление руководителю учреждения образования.
К заявлению прилагаются: сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, – для семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является
инвалидом I или II группы;
удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых
действий на территории других государств – для семей, указанных в абзацах пятом–седьмом пункта 6 настоящего Положения; удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение – для семей,
указанных в абзаце восьмом пункта 6 настоящего Положения; справка о месте жительства – для обучающихся V–XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, проживающих в сельских населенных пунктах.
Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание, несут законные представители обучающихся.
Если достоверность данных представленных документов вызывает сомнение, руководитель учреждения образования вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производятся в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь для предоставления государственной адресной социальной помощи, с учетом состава семьи, определенного в части второй настоящего пункта.
В среднедушевом доходе семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.
Основанием для получения бесплатного питания обучающимися, указанными в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 6 настоящего Положения, соответственно является:
заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; решение координационного совета, созданного в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
Обучающимся, указанным в абзаце втором пункта 3, пункте 6, части пятой пункта 7 настоящего Положения, бесплатное питание предоставляется на основании решения комиссии, которая создается приказом руководителя учреждения образования на учебный год (далее – комиссия).
Комиссию возглавляет руководитель учреждения образования (председатель комиссии). Порядок организации работы комиссии определяется руководителем учреждения образования.
Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным до 31 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений.
В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 31 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.
Решение о предоставлении бесплатного питания оформляется приказом руководителя учреждения образования.
Питание обучающихся организуется по установленным Правительством Республики Беларусь нормам питания и денежным нормам расходов на питание, за исключением учреждений образования, в отношении которых установлен иной порядок
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский
Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребёнка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развитие юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Роль питания в современных условиях возрастает в связи с акселерацией, то есть ускоренным физическим развитием.
Президент и правительство Республики Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков.
Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Наша задача предоставить в учреждениях полноценное, сбалансированное питание, обеспечивающее правильное разностороннее развитие обучающихся.
В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях Минской области, которая определяет следующие задачи:
- обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;
- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
- отслеживание калорийности и сбалансированности питания;
- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи.
Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам.
Также советы по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители учащихся. В задачи данной комиссии входит выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы. Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.
Анализ изучения характера питания детей и подростков в различных регионах области дают основание утверждать, что обеспечение рационального и сбалансированного питания детей в домашних условиях далеко от желаемого. Зачастую в рационе преобладают низкосортовые мясные продукты, недостаточно кисломолочных продуктов, соков, фруктов. Более половины от суточного употребления мясных продуктов составляют продукты мясной кулинарии – сосиски и колбасы, мясные изделия в жареном и копченом виде. Углеводы, как правило, представлены в рационе такими продуктами как макароны, картошка, кондитерские изделия. Крайне редко дети употребляют каши, свежие овощные салаты, фрукты, соки. Серьезной проблемой в последние годы вследствие активной рекламы в средствах массовой информации стало массовое увлечение чипсами, цветными газированными напитками и другой продукцией, содержащей достаточное количество химических не натуральных красителей. Результаты анкетирования показывают, что сладкие газированные напитки несколько раз в день пьют 28-30% детей. Хотелось бы уделить внимание питанию детей в домашних условиях и порекомендовать:
не желательные продукты питания:
• газированные напитки (особенно цветные);
• изделия во фритюре (чипсы и т.п.);
• кондитерские изделия из сдобного теста;
• ограничение вареных колбасных изделий;
• исключение копченостей и консерваций на уксусе;
желательные продукты питания:
• напитки из клюквы, черники, голубики, плодов шиповника и т.п.;
• если предлагаются пирожки и булочки, то с фруктовой или овощной начинкой;
• несдобное печенье, типа крекеров;
• зефир, пастила, мармелад, орехи;
• при организации питьевого режима использование бутилированной воды.
Ученые всемирного института Здравоохранения провели исследование важности водного баланса во время учебного процесса у английских школьников. В результате выяснилось, что при нарушении водного баланса работоспособность школьника падает на 33%. Если же школьник выпивает 1,5 литра воды в день, то коэффициент умственной активности не падает в течение всего учебного дня. Поэтому важным остается как в школе, так и в дошкольных учреждениях вопрос организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться питьевая бутилированая вода. А в ассортименте буфета для школьников постоянно в продаже должны предлагаться несколько видов натуральных соков, в том числе и с мякотью.
В целях обеспечения детей щадящим (диетическим) питанием постепенно приобретается высокотехнологическое оборудование - параконвекционные печи. Их применение помогает расширить приготовление ряда блюд диетического питания. При этом обеспечивается не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов. Большим достоинство пароконвектоматов является то, что в них могут быть одновременно приготовлены рыбные, мясные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу от нескольких плит и духовок, что также позволит значительно больше сэкономить расход электроэнергии.
Для школьников внедряется система выбора или предварительного заказа блюд, развитие сети школьных буфетов и кафе. Работа буфетов и кафе дает возможность организовать дополнительное питание к горячему учащихся и работников, проводить воспитательные внутриклассные мероприятия.
Ассортимент реализуемой буфетной продукции включает продукты, отвечающие принципам здорового питания. Это молочные продукты, хлебобулочные изделия и другие продукты, обогащенные макро- и микронутриентами, кисломолочные напитки с живыми бактериальными культурами (бифидин), витаминизированные напитки и соки промышленного производства, салаты, фрукты и другие.
Очень важно прививать культуру питания детей с раннего возраста.
Прежде всего, создать в столовой атмосферу тепла и домашнего уюта. Чтобы столы были покрыты скатертями или специальными разрешенными покрытиями с эстетически красивым оформлением. На столах всегда находились вазочки с цветами, салфетки. Дополнялось бы все это красочными настенными натюрмортами. Для того чтобы дети всегда с удовольствием посещали школьную столовую, персонал столовой всегда встречал бы детей доброжелательными улыбками и многих детей знал бы по именам (использование бэйджиков). Кроме кропотливого труда в учреждениях образования также необходимо уделять внимание этому вопросу и родителям.
Показатели здоровья детей и подростков определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения высокого уровня общего образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.
Главный инженер-технолог управления образования Минского облисполкома Т.М.Финская