Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Питание

Об итогах проведении пилотного проекта по апробации новых технологий и принципов организации школьного питания

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 870 завершился пилотный проекта поорганизации питания обучающихся, получающихобщее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования. Минскую область в проекте представляли: ГУО «Средняя школа № 1 г. Фаниполя» Дзержинского района, ГУО «Несвижская гимназия», ГУО «Дещенская средняя школа Узденского района».

По результатам проведения пилотного проекта главное управление по образованию Минского облисполкома совместно с областным и районными центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций оценивает проведение пилотного проекта с положительной стороны и считает целесообразным для дальнейшего внедрения в учреждения образования.

С 1 сентября 2023 года 411 (82,5%) школ перейдут на новые принципы организации питания обучающихся. Далее планируется поэтапный переход оставшихся школ в два этапа с 01.01.2024 и с 01.04.2024.

Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

Расширен ассортиментный перечень продукции, реализуемой в буфетах школ, за счет включения в него новых видов продуктов, предназначенных для питания детей школьного возраста, разработанных РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию».

С 1 сентября 2023 устанавливается фиксированная ежемесячная плата родителей за питание в школах. Плата законных представителей за питание обучающихся, получающих общее среднее образование, в день взимается в зависимости от возраста, количества приемов пищи в учреждениях образования, в процентах от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин.

Питание обучающимся в учреждениях общего среднего образования в первую смену предоставляется не ранее, чем через 2-2,5 часа от начала работы учреждения образования, во вторую смену – не ранее чем через 45 минут от начала занятий второй смены.

В каждом учреждении образования на постоянной основе проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью изучения мнений по введению новых принципов организации питания и совершенствования его структуры в лучшую сторону.

Организация питания учащихся регулируется Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся».

Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования:

из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, дети-инвалиды, обучающиеся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах          (одно-, двух- или        трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования); проживающие в общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовым питанием); указанные в пункте 6 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одноразовым питанием);

указанные в пункте 7 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одно-, двухразовым или двух-, трехразовым питанием в зависимости от зоны радиоактивного загрязнения); получающие образование и проживающие в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, гимназиях-интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях (четырех-, пятиразовым питанием в зависимости от вида и типа учреждения образования).

В учреждениях образования обучающимся предоставляется питание в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.

За счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся (если им не предусмотрено бесплатное питание в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 настоящего Положения):

I–IV классов начальных, базовых, средних школ, гимназий, учебно-педагогических комплексов (кроме обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования);

V–XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, проживающим в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия; из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства; из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства; с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах,

классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания; специализированных по спорту классов; находящимся в социально опасном положении.

Обучающимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется бесплатное питание дополнительно к питанию, указанному в части первой настоящего пункта.

Обучающиеся первых классов, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, а также проживающие на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, установленным для учреждений дошкольного образования в зависимости от режима их работы.

Для получения бесплатного питания обучающимися, указанными в абзаце втором пункта 3 и абзацах третьем–восьмом пункта 6 настоящего Положения, их законные представители до 31 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

К заявлению прилагаются: сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, – для семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является

инвалидом I или II группы;

удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых

действий на территории других государств – для семей, указанных в абзацах пятом–седьмом пункта 6 настоящего Положения; удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение – для семей,

указанных в абзаце восьмом пункта 6 настоящего Положения; справка о месте жительства – для обучающихся V–XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, проживающих в сельских населенных пунктах.

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание, несут законные представители обучающихся.

Если достоверность данных представленных документов вызывает сомнение, руководитель учреждения образования вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производятся в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь для предоставления государственной адресной социальной помощи, с учетом состава семьи, определенного в части второй настоящего пункта.

В среднедушевом доходе семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

Основанием для получения бесплатного питания обучающимися, указанными в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 6 настоящего Положения, соответственно является:

заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; решение координационного совета, созданного в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Обучающимся, указанным в абзаце втором пункта 3, пункте 6, части пятой пункта 7 настоящего Положения, бесплатное питание предоставляется на основании решения комиссии, которая создается приказом руководителя учреждения образования на учебный год (далее – комиссия).

Комиссию возглавляет руководитель учреждения образования (председатель комиссии). Порядок организации работы комиссии определяется руководителем учреждения образования.

Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным до 31 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 31 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

Решение о предоставлении бесплатного питания оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Питание обучающихся организуется по установленным Правительством Республики Беларусь нормам питания и денежным нормам расходов на питание, за исключением учреждений образования, в отношении которых установлен иной порядок

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский 

Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребёнка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развитие юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Роль питания в современных условиях возрастает в связи с акселерацией, то есть ускоренным физическим развитием. 

Президент и правительство Республики Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. 

Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и  полноценно питаться они должны здесь же.

Наша задача предоставить в учреждениях полноценное, сбалансированное питание, обеспечивающее правильное разностороннее развитие обучающихся.

 В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях Минской области, которая определяет следующие задачи: 

  • обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;
  • формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
  • отслеживание калорийности и сбалансированности питания;
  • развитие здоровых привычек  и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи. 

Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. 

Также советы по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители учащихся. В задачи данной комиссии входит выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы.  Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.

 Анализ изучения характера питания детей и подростков в различных регионах области  дают основание утверждать, что обеспечение рационального и сбалансированного питания детей в домашних условиях далеко от желаемого. Зачастую в рационе преобладают низкосортовые мясные продукты, недостаточно кисломолочных продуктов, соков, фруктов. Более половины от суточного употребления мясных продуктов составляют продукты мясной кулинарии – сосиски и колбасы, мясные изделия в жареном и копченом виде. Углеводы, как правило, представлены в рационе такими продуктами как макароны, картошка, кондитерские изделия. Крайне редко дети употребляют каши, свежие овощные салаты, фрукты, соки. Серьезной проблемой в последние годы вследствие активной рекламы в средствах массовой информации стало массовое увлечение чипсами, цветными газированными напитками и другой продукцией, содержащей достаточное количество химических не натуральных красителей. Результаты анкетирования показывают, что сладкие газированные напитки несколько раз в день пьют 28-30% детей. Хотелось бы уделить внимание питанию детей в домашних условиях и порекомендовать: 

не желательные продукты питания: 

• газированные напитки (особенно цветные);

• изделия во фритюре (чипсы и т.п.);

• кондитерские изделия из сдобного теста;

• ограничение вареных колбасных изделий;

• исключение копченостей и консерваций на уксусе;

 желательные продукты питания:

 • напитки из клюквы, черники, голубики, плодов шиповника и т.п.;

• если предлагаются пирожки и булочки, то с фруктовой или  овощной начинкой;

• несдобное печенье, типа крекеров;

• зефир, пастила, мармелад, орехи;

• при организации питьевого режима использование бутилированной воды.

Ученые всемирного института Здравоохранения провели исследование важности водного баланса во время учебного процесса у английских школьников. В результате выяснилось, что при нарушении водного баланса работоспособность школьника падает на 33%. Если же школьник выпивает 1,5 литра воды в день, то коэффициент умственной активности не падает в течение всего учебного дня. Поэтому важным остается как в школе, так и в дошкольных учреждениях вопрос организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться питьевая  бутилированая вода. А в ассортименте буфета для школьников постоянно в продаже должны предлагаться несколько видов натуральных соков, в том числе и с мякотью.

В    целях  обеспечения     детей   щадящим   (диетическим)     питанием постепенно приобретается  высокотехнологическое  оборудование - параконвекционные печи. Их применение помогает расширить приготовление ряда блюд диетического питания. При этом обеспечивается не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов. Большим достоинство пароконвектоматов является то, что в них могут быть одновременно приготовлены рыбные, мясные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволяет отказаться сразу от нескольких плит и духовок, что также позволит значительно больше сэкономить расход электроэнергии.

Для школьников внедряется система выбора или предварительного заказа блюд, развитие сети школьных буфетов и кафе. Работа буфетов и кафе дает возможность организовать дополнительное питание к горячему учащихся и работников, проводить воспитательные внутриклассные мероприятия.

Ассортимент реализуемой буфетной продукции включает продукты, отвечающие принципам здорового питания. Это молочные продукты, хлебобулочные изделия и другие продукты, обогащенные макро- и микронутриентами, кисломолочные напитки с живыми бактериальными культурами (бифидин), витаминизированные напитки и соки промышленного производства, салаты, фрукты и другие. 

Очень важно прививать культуру питания детей с раннего возраста. 

Прежде всего, создать в столовой атмосферу тепла и домашнего уюта. Чтобы столы были покрыты скатертями или специальными разрешенными покрытиями с эстетически красивым оформлением. На столах всегда находились вазочки с цветами, салфетки. Дополнялось бы все это красочными настенными натюрмортами. Для того чтобы дети всегда с удовольствием посещали школьную столовую, персонал столовой всегда встречал бы детей доброжелательными улыбками и многих детей знал бы по именам (использование бэйджиков). Кроме кропотливого труда в учреждениях образования также необходимо уделять внимание этому вопросу и родителям.

Показатели здоровья детей и подростков определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения высокого уровня общего образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

 Главный инженер-технолог управления образования Минского облисполкома Т.М.Финская

Разделы сайта