Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Миноблисполкома
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 14 г.Молодечно»
СОГЛАСОВАНО
Консультанты проекта:
Камлюк-Ярошенко Людмила Викторовна, доцент кафедры русской литературы филологического факультета УО «Белорусский государственный университет», кандидат филологических наук, доцент
+375295820069 deschko7@gmail.com
29.04.2022
Касперович-Рынкевич Ольга Николаевна, доцент кафедры медиалогии факультета журналистики УО «Белорусский государственный университет», кандидат филологических наук, доцент
+375259664464
29.04.2022
|
УТВЕРЖДАЮ
|
Директор ГУО «Средняя школа № 14 г. Молодечно»
Капуцкая Калина Викторовна
29.04.2022
|
СПРАВКА
о результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся
в процессе организации и функционирования
медиацентра учреждения образования»
Сроки реализации: 2019 – 2022 учебный год
Руководитель
учреждения образования
Капуцкая Калина Викторовна Контактные телефоны 8(0176) 740018, +375296053458
222310, г. Молодечно, ул. Великий Гостинец, 153
е-mail: sch14mol@uomrik.gov.by
|
г. Молодечно, 2022 г.
Общие сведения
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно».
Тема проекта: «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»
Сроки реализации: 2019 - 2022 годы
Руководитель инновационного проекта: Капуцкая Калина Викторовна, директоргосударственного учреждения образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно».
Консультанты инновационного проекта: Камлюк-Ярошенко Людмила Викторовна, доцент кафедры русской литературы филологического факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат филологических наук, Касперович-Рынкевич Ольга Николаевна, доцент кафедры медиалогии факультета журналистики учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат филологических наук.
Количество участников инновационного проекта: 13 учителей, 120 учащихся.
Состав участников реализации инновационного проекта (в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2021 № 589 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»):
Государственное учреждение образования «Зелёнковская детский сад – средняя школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района» Витебской области
Государственное учреждение образование «Средняя школа № 2 г. Новополоцка» Витебской области
Государственное учреждение образование «Средняя школа № 14 г. Новополоцка» Витебской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Орши» Витебской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Орши» Витебской области
Государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Воложина» Минской области
Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 имени В.А.Короля г. Червеня» Минской области
Государственное учреждение образования «Домоткановичская средняя школа Клецкого района» Минской области
Государственное учреждение образования «Марьиногорский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Минской области
Государственное учреждение образования «Мядельская средняя школа № 1 имени Владимира Дубовки» Минской области
Государственное учреждение образования «Прилукская средняя школа» Минского района Минской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Крупки» Минской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И.Козлова» Минской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно» Минской области
Государственное учреждение образования «Лицей № 2 г. Минска»
Введение
Современные информационные и коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления, обладают уникальными дидактическими возможностями. Все, что приобретено учащимся на начальном этапе формирования и становления его личности, сохраняется на всю жизнь. Это касается и умения критически мыслить и критически относиться к информации, которая его окружает и сопровождает.
Медиаобразование – это возможность развития творчества как для учителей, так и для учащихся. Оно делает процесс обучение более эффективным и увлекательным. На данном этапе школа становится тем объектом, где ученик получает не только набор знаний, но и учится ориентироваться, выстраивать свою жизнь в современном информационном пространстве. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях; к правильному пониманию большого объёма информации; научить человека понимать её; осознавать последствия её воздействия; осваивать способы общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Знания того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними, как мы можем использовать их с максимальной пользой для себя, становятся необходимым компонентом компетентности современного человека.
Под метапредметными компетенциями необходимо понимать измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности.
Реализация проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» имеет большое значение, т.к. Республика Беларусь находится в активной фазе инновационного развития. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно, понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Сегодня медиаиндустрия – это сфера формирования инновационного сознания общества, ресурс для устойчивого развития, сфера экономической деятельности человека, а средства массовой информации – специфичный экономический продукт. Это значит, что СМИ в Беларуси следуют основным направлениям экономического развития, одновременно являясь и носителями, и распространителями новаторских идей. Медиатехнологии становятся первостепенным фактором общественных изменений, влияют на трансформацию социальных структур, на перестройку всех сфер общественной жизнедеятельности, формируют новую коммуникативную парадигму. Медиа стремятся не просто информировать человека, а вызвать у него эмоции, объяснять причинно-следственную связь определенных явлений. Эффект воздействия на аудиторию усиливает диалоговое общение. Процессы формирования современной инновационной коммуникации проходят не только в средствах массовой информации, но и в программах для мгновенного обмена сообщениями (мессенджерах), которые составляют конкуренцию социальным медиа за счет общественной востребованности. Создание инновационного медиаконтента предполагает использование принципиально новых методов производства и выпуска медиапродукта. Современная инновационная медиаиндустрия создает новую культуру общества и производства, способствует усиленному преодолению противоречивых и сложных вызовов времени.
Основной целью инновационной деятельности в учреждении образования в рамках проекта является формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся посредством организации творческой проектной медиадеятельности на основе функционирования медиацентра учреждения образования. Для достижения цели в течение работы над проектом решались следующие задачи:
- Создать условия (организационно-управленческие, психолого-педагогические, методические) для реализации модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования.
- Обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, содействующее самообразованию педагогов посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта и определения направлений индивидуальных педагогических исследований.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе творческой проектной медиадеятельности учащихся.
- Организовать системную деятельность медиацентра учреждения образования для формирования метапредметных компетенций учащихся на I и II ступенях общего среднего образования.
- Оценить эффективность инновационной системы формирования метапредметных компетенций учащихся.
- Организовать процесс формирования, представления, трансляции педагогами инновационного профессионального опыта.
- Разработать методические материалы по эффективному внедрению в массовую образовательную практику созданной инновационной модели.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
Деятельность по реализации проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми документами. Научно-методическую поддержку деятельности в рамках инновации осуществляли консультанты проекта Камлюк-Ярошенко Л.В., Касперович-Рынкевич О.Н., учреждения образования «Минский областной институт развития образования», «Академия последипломного образования», государственное учреждение «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района». В учреждении образования разработана программа инновационной деятельности на 2019 – 2022 годы, календарный план инновационной деятельности на 2021/2022 учебный год; организовано психологическое-педагогическое сопровождение, определены темы исследований педагогов. Участниками проекта ведутся педагогические дневники, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов.
В управленческую команду учреждения образования входят Капуцкая К.В., директор ГУО «Средняя школа № 14 г. Молодечно», Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной работе, учитель белорусского языка и литературы, Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе, учитель белорусского языка и литературы.
Основным принципом управления осуществления инновационной деятельности в учреждении является коллективно-коллегиальный. Разработаны механизмы, которые обеспечивают взаимодействие субъектов инновационной деятельности через сетевое взаимодействие.
Преобладающей формой контроля над осуществлением инновационной деятельности является самоконтроль. Вопросы инновационной деятельности включены в годовой план школы и рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре и заместителе директора.
При осуществлении инновационной деятельности используется рефлексивный подход, на основании которого осуществляется планирование и деятельность.
В рамках реализации инновационного проекта проводилась практико-исследовательская деятельность педагогов, результаты которой были представлены на итоговом педагогическом совете «От медиаграмотности – к социальной успешности» 29 апреля 2022 года (приложение 1):
Эффективность условий для реализации инновационного проекта в соответствии с концептуальными положениями внедряемой инновации
Кадровое обеспечение инновационного проекта: руководство учреждения образования – 2; учителя – 10, педагог-психолог – 1.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно» имеет достаточную материально-техническую базу для реализации проекта: 46 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, библиотека, музей Памяти воинов – интернационалистов, кабинет профориентации, идеологический центр, пункт коррекционно-педагогической помощи. Ресурсы школьного информационного пространства: выход в Интернет, школьный сайт (sch14.molodechno.edu.by), электронная почта sch14mol@uomrik.gov.by, локальная внутренняя сеть, компьютерная техника, медиатека.
Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая часть инновационной деятельности даёт возможность прогнозировать дальнейшее развитие. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в течение трех лет осуществлялось педагогом-психологом Тышкевич М.Б. в соответствии с планом работы. Педагог-психолог осуществлял диагностику сформированности исследовательских умений, необходимых в реализации инновационного проекта. Им проводилось анкетирование учащихся, а также практические занятия с элементами тренинга, т.к. данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, активизацией творческого потенциала участников инновационного процесса. Результаты диагностики участников инновационного процесса представлены в приложении 6.
Развитию профессиональной компетентности педагогов по сетевому взаимодействию, использованию интернет-технологий, средств телекоммуникации, «цифрового» учебного материала, электронных средств обучения способствовало повышение квалификации участников инновационной деятельности. На курсах повышения квалификации, на семинарах в 2020 – 2022 годах побывали все педагоги – участники инновационного проекта (приложение 2). Были предложены различные формы методической помощи коллегам на базе учреждения образования:
- методические недели «Метапредметные компетенции: от межпредметных связей до интегрированных уроков» (2020), «Творческая проектная деятельность на учебных и внеклассных занятиях как средство формирования метапредметных компетенций учащихся» (2021), «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального развития и образования педагога» (2022),
- для совершенствования профессиональных компетенций педагогов проведены заседания методических объединений, мастер-классы «Путь от медиаобразования педагога через метапредметный урок к медиаграмотности учащихся», «Медиаобразование: от урока - к победе», «Визуализация учебной информации и ее роль в обучении», «Школьные СМИ. Создание газеты-листовки».
В рамках проекта организована работа творческой группы педагогов «Мастерская педагогического опыта» под руководством Давидович З.В., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Педагогом подготовлен план работы творческой группы (приложение 4), который может быть использован для организации работы. Семь педагогов учреждения образования подготовили описание опыта и сдали квалификационный экзамен на высшую категорию.
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
За период реализации инновационного проекта проведены инструктивно-методические совещания по изучению нормативной правовой базы инновационной деятельности, по ведению необходимой документации. Участники проекта вели работу в соответствии с программой реализации инновационного проекта. Календарные планы работы по проекту были построены на результатах диагностических исследований, изучения инновационной деятельности с учётом особенностей её организации на каждом этапе.
В ходе работы над проектом проведены запланированные мероприятия:
- практикумы «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности» (сентябрь 2020, 2021, 2022), семинары «Метапредметные компетенции как условие и способ ориентации в современном обществе» (ноябрь 2020 года), «Деятельность учащихся в процессе функционирования медиацентра» (январь 2021 года),
- организована работа творческой группы учащихся «Школьная газета» (проект «Дневн14ок», выходит 1 раз в четверть, ответственный Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе);
- организована работа творческой группы учащихся «Школьное ТВ» (проект «ТВ14», выходит 1 раз в четверть, ответственный Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе),
- созданы страницы учреждения образования в Telegram (https://t.me/school14molo), Instagram (https://instagram.com/school14molo?igshid=1spsq0dvwco4y, ответственный Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе);
- организована работа информационной группы научного общества учащихся «Росток» (руководитель Жук Е.А., учитель русского языка и литературы), издается 1 раз в месяц газета-листовка «Записки юного исследователя»,
- создан и работает YouTube канал учреждения образования (ответственный Гусева Е.В., учитель информатики, Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе) https://www.youtube.com/channel/UC1oECaTCBytuoViqTK7RLlQ;
- создан на сайте учреждения образования виртуальный музей Памяти воином-интернационалистов, который предлагает не только экскурсии, но и видеофильмы, исследовательские проекты, созданные учащимися группы «Поиск», посвящённые героям Афганистана и Великой Отечественной войны. Сайт предлагает материалы для организации и проведения классных и информационных часов, акций Памяти, представлены медиапроекты учащихся учреждения образования «Военное прошлое моей семьи»;
- создан и работает сайт учителей истории https://sites.google.com/view/history-school14/ учреждения образования, на котором создана страница клуба интеллектуальных игр «Искра» (https://sites.google.com/view/history-school14/кии-искра, ответственный Янукович Д.С., учитель истории)
- разработано положение и устав интеллектуального клуба «Искра» (приложение 5),
- разработан и создан сайт педагога Давидович З.В. https://sites.google.com/view/zinaidadavidovich, страницы для учащихся «Путешествие в мир русского языка и литературы | ВКонтакте» https://vk.com/club212362624.
В апреле 2022 года проведена декада педагогического мастерства «С ХХI веком наравне», где были представлены результаты работы инновационной группы за период 2019 – 2022 годов.
В ходе реализации программы инновации существенные изменения в содержательный аспект образовательного процесса не вносятся; изменяется характер педагогического взаимодействия, расширяется сфера использования информационных технологий в образовательном процессе.
Педагоги – участники инновационного проекта приняли участие в различных мероприятиях методического характера, представили опыт работы на страницах электронных изданий и печатных изданий (приложение 3):
- опыт работы «Формирование медиаграмотности учащихся на уроках русского языка и литературы» Давидович З.В., учителя русского языка и литературы, представлен в международном электронном сборнике «Современная педагогика» (октябрь 2020 года),
- опыт работы «Совершенствование информационно-образовательной среды учреждения образования» на IV Международном научно-практическом семинаре «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы» представила Капуцкая К.В., директор учреждения образования (апрель 2021 года);
- опыт работы «Использование информационно-коммуникационных технологий на очных и дистанционных учебных занятиях по русскому языку и литературе» представила на Международной научно-практической конференции «Образование: вызовы времени» Давидович З.В., учитель русского языка и литературы (декабрь 2021);
- опыт работы «Работа школы по гражданскому и патриотическому воспитанию в шестой школьный день» на VIIIМеждународной конференции «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы» представила Капуцкая К.В., директор учреждения образования (апрель 2022 года);
- учителем Януковичем Д.С. совместно с учащимися разработан и представлен медиапроект интеллектуальной игры «В бой идут одни знатоки», который отмечен Дипломом II степени на областном этапе конкурса «ПАТРИОТ.by» (2021).
Заключение
В течение всего периода реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» получены определённые результаты:
- диагностика уровня информационной культуры педагогов, учащихся показала, что умение самостоятельно работать в мультимедийной образовательной среде (95%) способствует реализации принципа непрерывного самообразования, который диктуется динамикой развития современного общества, необходимостью быть успешным в своей профессии и образовании; активно внедряются новые формы сетевого взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и современных мобильных устройств; организован эффективный обмен опытом через виртуальный методический кабинет на базе сервисов Google, сайта учреждения образования (http://sch14.molodechno.edu.by/) и посредством образовательных интернет-ресурсов;
- на протяжении всех этапов инновационной деятельности проводиласьоперативная диагностика участников сетевого взаимодействия и результатов совместной деятельности с последующей коррекцией; выявлена следующая тенденция: педагоги осваивают и используют в образовательном процессе активные формы и методы обучения, современные технические средства и интернет-ресурсы и имеют достаточно высокую мотивацию к совместной деятельности в педагогическом сообществе в целях совместной разработки образовательных ресурсов и их использования в педагогической практике; открытость учреждения к сотрудничеству с социальным окружением предполагает изучение и освоение передового педагогического опыта, в том числе и зарубежных коллег;
- последовательно решается задача многоканального взаимодействия и тесного сотрудничества с учреждениями высшего образования.На базе ГУО «Средняя школа № 14 г. Молодечно» работает Школьная академия управления (совместный проект с учреждением образования «Академия управления при Президенте Республики Беларусь»), которая является объединением по интересам, созданным для обеспечения образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по социально-экономическому, естественно-математическому, общественно-гуманитарному профилям. Разработаны и реализуются совместные проекты в формате социального маркетинга совместно с OОО «СКУЛ ДАЙРИ»: внедрение в образовательный процесс сервиса «Электронный дневник/Электронный журнал» с 1 по 11 классы;
- критериями эффективного управления инновационной деятельностью коллектива по внедрению модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования может выступать активность педагогов и учащихся, которая определяется следующими показателями: участие в совместных проектах, издательская деятельность, разработка собственных образовательных проектов и их продвижение на образовательный рынок, представление опыта работы на семинарах и электронных площадках; участие в конкурсах; повышение уровня обученности учащихся учреждения образования и сохранение их здоровья. Для успешной работы в проекте обеспечены три главных условия: организация совместной деятельности участников, возможность проявления собственной инициативы и определение общего информационного пространства.
Наше дальнейшее развитие нацелено на расширение сферы профессиональных умений педагогов, позиционирование инновационного опыта и продвижение продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг через онлайн конференции, мастер-классы, выставки, публикации, работу школьных СМИ, YouTube канала, социальных сетей и др.
При осуществлении инновационной деятельности нельзя не отметить трудности, которые могут возникнуть в процессе её осуществления. Проведение диагностики, анкетирования, обработка результатов, работа над темой по самообразованию, ведение дневников, предоставление всех видов отчётности, предусмотренных программой реализации проекта, требует значительных усилий и при большой загруженности учителя основной учебной нагрузкой создает трудности в эффективном распределении рабочего времени. Поэтому руководство учреждения образования проводило работу по развитию мотивационной сферы педагогов-участников проекта. Не всегда инициативны и сами обучающиеся.
Учреждение образования представит результаты работы проекта на ежегодной открытой экспертизе, которая проводится учреждением образования «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района» (июнь 2022 года).
С целью распространения эффективного педагогического опыта участников инновационного проекта в 2022/2023 учебном году в учреждении образования будет создана творческая группа «От медиаграмотности – к социальной успешности», продолжит работу созданный медиацентр. Педагогами подготовлены и будут представлены публикации в предметных журналах.
Таким образом, считаем целесообразным завершить работу по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» в 2021/2022 учебном году. Результаты работы соответствуют поставленной цели и задачам этапов реализации инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями (приложение 7). По итогам реализации программы инновационной деятельности дана оценка эффективности реализации проекта на педагогическом совете учреждения образования «От медиаграмотности – к социальной успешности», проведено обобщение результатов инновационной деятельности, пополнение информационного банка наработок педагогов, систематизация сетевых информационно-методических ресурсов.
Значимость результатов инновационного проекта для системы образования Республики Беларусь можно определить следующими показателями: удовлетворены запросы заинтересованных лиц из числа педагогов, учащихся и их родителей на совместную деятельность; реализована программа инновационного проекта по формированию метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования в полном объеме; создан и работает медиацентр учреждения образования; удовлетворен возникший профессиональный интерес у участников инновационной группы при проведении исследований; представлены эффективные формы, методы и приемы работы с учащимися, коллегами, а так же способы распространения лучшего педагогического опыта; осуществлен перевод родительской общественности из категории пассивных наблюдателей в активных сетевых партнеров; сформирован положительный имидж учреждения образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно» как центра эффективной образовательной практики, на базе учреждения открыты районные ресурсные центры по учебному предмету «Физика» и по гражданско-патриотическому воспитанию.
Таким образом, результаты работы учреждения образования и по внедрению модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования подтверждают их эффективность и свидетельствуют о возможности широкого применения в образовательном пространстве Республики Беларусь.
Директор школы подпись К.В.Капуцкая
Заместитель директора
по учебной работе подпись И.Н.Коптёнок
Приложение 1.
Темы исследований участников реализации проекта
ФИО участника
|
Тема исследования
|
Результативность
|
Капуцкая Калина Викторовна
|
Менеджмент объединения медийной направленности учреждения образования
|
Подготовлен и проведен педагогический совет «От медиаграмотности – к социальной успешности», 29.04.2022
|
Коптёнок Ирина Николаевна
|
Медиаобразование как процесс развития личности педагогов и учащихся: методы, приёмы, формы
|
Подготовлены и проведены методические недели и семинары для педагогов учреждения образования по теме проекта (в соответствии с планом работы)
|
Гайдуль Елена Петровна
|
Использование медиатекстов на учебных занятиях как условие развития и совершенствования социальных, культурных, коммуникативных компетенций учащихся
|
Реализуется проект «Школьная академия управления»
|
Поцелуева Ирина Владимировна
|
Развитие информационного пространства учреждения образования средствами современной коммуникации для формирования метапредметных компетенций учащихся
|
Работают проекты «Школьная газета» (Дневн14ок), «Школьное ТВ» (ТВ14).
Выпускаются 1 раз в четверть.
|
Гусева Елена Викторовна
|
Проектирование образовательного пространства учреждения образования средствами информационных технологий для формирования метапредметных компетенций учащихся
|
Проведена работа по модернизации сайта учреждения образования (в течение года).
Созданы страницы сайта «Школа Online: помощь учащимся», «Информатика»
|
Давидович Зинаида Владимировна
|
Медиаобразование как инновационная практика педагогов и средство формирования и развития метапредметных компетенций учащихся
|
Разработан план работы, организована работа «Мастерская педагогического успеха».
Разработаны серии учебных онлайн занятий по русскому языку и литературе для учащихся (некоторые представлены для публикации).
Создан сайта педагога
https://sites.google.com/view/zinaidadavidovich, https://vk.com/club212362624
|
Жук Елена Антоновна
|
Функциональность и актуальность СМИ (школьных изданий) в современном пространстве
|
Издается 1 раз в месяц газета-листовка «Заметки юного исследователя».
Подготовлен и проведен мастер-класс «Школьные СМИ. Изготовление газеты-листовки» (28.04.2022)
|
Кривошей Леонида Фёдоровна
|
Формирование медийной грамотности учащихся на учебных занятиях по белорусскому языку и литературе
|
Разработаны учебные занятий по белорусскому языку и литературе для учащихся X – ХI классов. Постоянно ведется создание видеоматериалов для проекта «Школьное ТВ».
Проведена презентация опыта работы на методической неделе «Матывацыя як умова павышэння якасці навучання.
Практычныя заняткі» (17.03.2022)
|
Сороко Наталия Николаевна
|
Формирование метапредметных компетенций у учащихся в процессе изучения программирования в среде Scratch
|
Разработаны и проводятся факультативных занятия «Творческая деятельность в среде программирования Scratch»
|
Янукович Дмитрий Станиславович
|
Медиаобразование: методы и приёмы работы с информацией на уроках истории и обществоведения, при подготовке к интеллектуальным конкурсам
|
Разработано положение и устав интеллектуального клуба «Искра».
Создан сайт учителей истории учреждения образования
https://sites.google.com/view/history-school14/главная
Подготовлена и проведена презентация опыта работы ««Медиаобразование: от урока - к победе» Практические занятия» (16.03.2022)
|
Приложение 2.
Участие педагогов школы в повышении квалификации, семинарах
по теме проекта в 2019 – 2022 годах
Дата проведения
|
Место проведения
|
Тема повышения квалификации, семинара
|
Педагоги-участники
|
2019
|
ГрГУ
|
Фандрайзинг
|
Гайдуль Е.П., заместитель директора по учебной работе, учитель истории
|
05.11.2019
|
МОИРО
|
Развитие информационного пространства учреждений образования средствами современной коммуникации.
|
Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе, учитель белорусского языка и литературы
|
27.11.2019
|
АПО
|
Методика работы с медиатекстами на уроках истории и обществоведения.
|
Янукович Д.С., учитель истории
|
20.09.2019
|
МОИРО
|
«Обучение для будущего»
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
29, 30.10.2019
|
АПО
|
«Организация диагностико-аналитической деятельности при внедрении новшеств в образовательный процесс»
|
Тышкевич М.Б., педагог-психолог
|
05.11.2019
|
МОИРО
|
«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной
|
05.11.2019
|
Республиканский центр инновационного и технического творчества
|
«Развитие информационного пространства учреждений образования средствами современной коммуникации»
|
Поцелуева И.В., заместитель директора
|
20.03.2020
|
МОИРО
|
Вебинар
«Модель формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования: от идеи к реализации»
|
Коптёнок И.Н.,
Поцелуева И.В.,
Гусева Е.В.,
Давидович З.В.,
Жук Е.А.,
Кривошей Л.Ф.,
Прудникова Н.Н.
Сороко Н.Н.,
Тышкевич М.Б.
|
17.09.2020
|
МОИРО
|
Дидактико-методическое обеспечение обучения современным языкам программирования
|
Гусева Е.В., учитель информатики
|
25.11.2020
|
МОИРО
|
Медиаграмотность и информационная культура педагога как условие его профессионального развития
|
Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной работе
|
08.10-17.12.2020
|
МОИРО
|
Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях современной информационно-образовательной среды (ПК)
|
Янукович Д.С., учитель истории
|
06.04-10.06.2020
|
МОИРО
|
Системно-деятельностный и культурологический подходы в проектировании образовательного процесса по языку и литературе (ПК)
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
28.01.2021
|
МОИРО
|
Супервизия трудных случаев в работе с детьми
|
Тышкевич М.Б., педагог-психолог
|
03.02.2021
|
МОИРО
|
Организация исследовательской деятельности учащихся по предметам гуманитарного цикла
|
Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной работе
|
08.04 – 10.04.2021
|
Красноярск
|
Онлайн-курс по ИКТ для педагогов «Создание наглядных пособий в онлайн-сервисах»
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
03.05.-07.05.2021
|
МОИРО
|
Дидактическое обеспечение урока в контексте обновленного содержания образования
|
Кривошей Л.Ф., учитель белорусского языка и литературы
|
18.05.2021
|
МОИРО
|
Формирование жизнеутверждающего поведения у несовершеннолетних
|
Тышкевич М.Б., педагог-психолог
|
08.12.2021
|
МОИРО
|
Методы оценки достоверности результатов экспериментальной работы учащихся
|
Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной работе, учитель белорусского языка и литературы
|
25.10.-29.10.2021
|
МОИРО
|
Облачные сервисы и мобильные технологии в современном образовательном процессе
|
Гусева Е.В., учитель информатики
|
05.01.2022
|
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
|
Цифровая трансформация: возможности, перспективы, угрозы
|
Капуцкая К.В., директор школы
|
28.04.2022
|
МОИРО
|
Использование современных педагогических технологий в шестой школьный день
|
Поцелуева И.В., заместитель директора по воспитательной работе, учитель белорусского языка и литературы
|
13.04.2022
|
МОИРО
|
Организация исследовательской деятельности учащихся по предметам гуманитарного цикла
|
Коптёнок И.Н., заместитель директора по учебной работе, учитель белорусского языка и литературы
|
28.04.2022
|
МОИРО
|
Разработка образовательных мобильных приложений
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Приложение 3.
Публикации участников инновационного проекта
в 2020 – 2022 годах
Дата
|
ФИО / Должность
|
Тема
|
Газеты, журналы, сборники
|
12.10.2020
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Формирование медиаграмотности учащихся на уроках русского языка и литературы
|
Сборник «Современная педагогика», Москва, (свидетельство о публикации № 00007092009195 от 12.10.2020)
|
14.01.2021
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Вопрос медиаграмотности педагога в современном мире и его решение
|
Сборник «Современный педагог», Москва,
(свидетельство о публикации № 00012252010061 от 14.01.2021)
|
22.04.2021
|
Капуцкая К.В., директор учреждения образования
|
Совершенствование информационно-образовательной среды учреждения образования
|
http://academy.edu.by/
component/content/article
/74/2453-2021-03-01-13-21-15.html
|
01.08.2021
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Использование информационно-коммуникационных технологий на очных и дистанционных учебных занятиях по русскому языку и литературе
|
Сборник «Педагогический журнал», Москва (свидетельство о публикации №00007202113678 от 01.08.2021)
|
18.08.2021
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Сценарий урока внеклассного чтения по русской литературе «От тьмы к свету» (по повести В.Короленко «Слепой музыкант»)
|
Международный сборник «Академия современных уроков», Москва (свидетельство о публикации № 00007202113893 от 28.07.2021)
|
Август 2021
|
Капуцкая К.В., директор учреждения образования
|
Школа, где каждый может быть успешен
|
Капуцкая, К.В. Школа, где каждый может быть успешен // К.В.Капуцкая // Образование Минщины. – 2021. - № 1. – С. 26 – 29.
|
25.11.2021
|
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы
|
Вопрос медиаграмотности педагога и его решение
|
Сборник материалов республиканской конференции «Компетенции педагога XXI», АПО
|
Приложение 4.
Творческая группа
«Мастерская педагогического опыта»
План работы
Цель: создание условий для совершенствования медиакомпетентности педагогов посредством повышения их информационной культуры.
Задачи:
- Организовать изучение, обобщение и систематизацию материала по формированию информационной культуры, медиакультуры в частности.
- Способствовать повышению медиакомпетентности педагогов и обобщению их педагогического опыта.
- Содействовать созданию медиаматериалов для медиацентра учреждения образования.
№ п/п
|
Содержание мероприятия
|
Форма проведения
|
Сроки
проведения
|
|
Заседание 1
Тема. Медиакомпетентность педагога и формирование метапредметных компетенций учащихся
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение деятельности в рамках творческой группы
2. Компоненты системы медиаобразования учащихся и педагогов
3. Вопрос медиаграмотности педагога в современном мире и его решение
|
Семинар
|
|
|
Заседание 2
Тема. Трансляция опыта и совершенствование компетентности педагога
1. Трансляция педагогического опыта: способы, формы, пути
2. Основные рекомендации по написанию работы по обобщению опыта
3. Обобщение опыта.
|
Семинар-практикум
|
|
|
Заседание 3
Тема. Медиаобразование: от медиа-грамотности к медиаменталитету
1. Медиаобразование как основа для формирования медиаменталитета личности и как основной способ формирования информационной, медийной и правовой культуры
2. Технологии медиаобразования
3. Обобщение опыта работы по теме «Медиаигры на уроках истории»
4. Применение технологии разноуровневого обучения на уроках математики
|
Семинар-
практикум
|
|
4.
|
Заседание 4
Тема. Медиапродукт: от создания к использованию
1. Создание медиапродуктов: дистанционный курс, блог, видеоурок, учительский сайт.
2. Инфографика как инструмент визуализации на уроках русской литературы
3. Обобщение опыта педагогов.
|
Семинар-практикум
|
|
Приложение 5.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно»
_______________ К.В.Капуцкая
«___» _____________ 20___
УСТАВ школьного клуба интеллектуальных игр
«ИСКРА»
1. Общие положения:
Данное Положение является локальным актом, регламентирующим деятельность объединения учащихся учреждения образования «Средняя школа №14 г. Молодечно».
Клуб интеллектуальных игр «ИСКРА», далее – Клуб, является добровольным творческим объединением учащихся, действующим в Государственном учреждении образования «Средняя школа №14 г. Молодечно». Клуб имеет устав, символику.
В своей деятельности Клуб руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь, настоящим положением, Уставом и локальными актами школы, приказами и распоряжениями директора.
Настоящий Устав утверждается руководителем учреждения образования.
Фактический адрес Клуба: Минская область, г. Молодечно, ул. Великий Гостинец, 153
2. Цели и задачи Клуба:
2.1. Основная цель деятельности школьного Клуба интеллектуальных игр «ИСКРА» – создание детского коллектива, вовлекающего учащихся учреждения образования в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому участнику, но и окружающим, воспитание у учащихся потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.
2.2 Задачи:
Воспитательные:
- Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе деятельности и межличностного общения.
- Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.
- Формировать ценностное отношение к интеллекту.
- Приобщить подрастающее поколение к истинным культурным ценностям.
Обучающие:
- Обучить подростков разработке и организации интеллектуально– познавательных игр.
-Обучить подростков участвовать в интеллектуальных мероприятиях.
- Обучить подростков умению анализировать свою деятельность.
- Создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода через включение в активную социально-досуговую деятельность.
Развивающие:
- Создать условия для развития организаторских способностей, коммуникативных умений и навыков межличностного и делового общения.
- Создать условия для развития навыков интеллектуальной деятельности подростков.
- Создать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.
Здоровьесбережение:
- Создать условия для развития гармоничной личности.
- Сохранить психическое здоровье детей через позитивные эмоции и переживания.
- Приобщить к здоровому образу жизни.
Принципы, на которых основывается работа школьного Клуба интеллектуальных игр «ИСКРА»:
1. Принцип свободы действий, мнений, позиций.
2. Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
3. Принцип равных возможностей.
4. Принцип доверия и открытости.
5. Принцип ориентации на успешную деятельность.
6. Принцип самореализации.
7. Принцип развития субъектной позиции школьника, который реализуется через обогащение опыта организаторской деятельности.
8. Принцип креативности.
3. Юридический статус Клуба:
3.1. Клуб создан 1 декабря 2020 года на базе ГУО «Средняя школа №14 г.Молодечно» и не имеет статуса юридического лица. Объем полномочий Клуба определяется настоящим Уставом.
3.2. Планы и отчеты о деятельности Клуба утверждаются директором учреждения образования ГУО «Средняя школа №14 г.Молодечно»
4. Структура Клуба и его органы:
4.1.Структуру Клуба составляют
руководящий орган:
- Правление Клуба – высший коллегиальный орган управления, состоящих из капитанов и заместителей капитанов действующих команд Клуба.
- Руководитель правления Клуба – высший единоличный орган, возглавляемый руководителем Клуба учителем истории – Януковичем Дмитрием Станиславовичем.
- Заместитель руководителя правления – помощник руководителя. Замещает Руководителя в его отсутствие. Отвечает за связи с командами и помогает организовывать внешние контакты с организациями района, города.
4.2. Совет Клуба
4.2.1. Постоянно действующим исполнительным органом является Совет Клуба.
4.2.2. Возглавляет работу Совета – Руководитель правления Клуба, высший единоличный орган, который остается постоянным.
4.2.3.В Совет Клуба входят капитаны и заместители капитанов действующих команд Клуба.
4.2.4.Члены Совета могут предложить для успешной работы увеличение числа членов Совета.
4.2.5 Голосование по кандидатурам новых Членов Совета проводится открыто, кандидатуры утверждаются простым большинством голосов от общего количества Членов Совета на момент голосования.
4.2.6. Совет Клуба считается правомочным, если на его заседании присутствуют не менее 2/3 его членов.
4.2.7. Совет Клуба собирается по мере необходимости не реже 1 раза в 3 месяца.
4.2.8. На Совет Клуба возлагаются следующие обязанности:
- планирование работы Клуба на учебный год, распределение ответственных за мероприятия;
- заблаговременное информирование членов Клуба о времени, месте и содержании мероприятий;
- организация, проведение мероприятий и участие во всех мероприятиях согласно планам по Молодечненскому району, Минской области, а также БЛИК (Белорусской лигой интеллектуальных команд);
- исполнение решений, принятых на общем собрании;
- оказание содействия и поддержки членам Клуба в проведении различных мероприятий;
- организация методической работы Клуба;
- решения заседания Совета принимаются простым большинством голосов, присутствующих на нем членов Совета. Протокол заседания подписывается руководителем заседания и направляется также участвовавшим в заседании членам Совета.
4.2.9. Решения и рекомендации Совета могут приниматься как в порядке рабочего согласования вопросов без общего сбора его членов, так и на заседаниях Совета, которые проводятся по мере необходимости по инициативе не менее трех его представителей.
4.2.10. Члены Совета Клуба обязаны выполнять все требования настоящего Положения.
4.3. Руководитель правления Клуба
Руководитель правления Клуба осуществляет следующие функции:
4.3.1. Руководит работой Правления Клуба и всего Клуба.
4.3.2. Представляет на всех уровнях интересы членов Клуба.
4.3.3. Утверждает штатное расписание.
4.3.4. Представляет Общему Собранию Клуба новые кандидатуры для избрания на должности в Правление Клуба,
4.3.5. Утверждает прием новых членов и представляет их Клубу.
4.3.6.Руководитель правления Клуба созывает Совет, председательствует на Общем Собрании и Совете Клуба.
4.3.7. Руководитель правления Клуба координирует все действия Совета Клуба по проведению мероприятий в рамках деятельности Клуба.
4.3.8. Утверждает повестку дня заседаний Совета, подготовку других необходимых материалов и предложений для рассмотрения.
4.3.9. В случае неспособности Руководителя правления Клуба осуществлять возложенные на него обязанности вследствие длительного расстройства здоровья или других уважительных причин, Советом Клуба назначается исполняющий обязанности Руководителя правления Клуба.
4.3.10. Представляет на рассмотрение Правления проекты планов и программ деятельности Клуба, а также отчеты об их исполнении.
4.4. Заместитель Руководителя правления Клуба по должности входит в состав Членов Совета Клуба.
4.4.1. Выполняет представительские функции в отношениях с администрацией школы, органами школьного самоуправления, общественностью: учащимися, учителями, родителями и др.
4.4.2. Исполняет обязанности Руководителя правления Клуба в случае отсутствия такового, а также во всех иных случаях, когда Руководитель не может надлежащим образом исполнять свои функции по какой-либо причине.
5. Члены Клуба, их права и обязанности:
5.1. Порядок вступления в Клуб:
- членами Клуба могут стать учащиеся ГУО «Средняя школа №14 г.Молодечно».
- для учащихся членство в Клубе начинается с момента ежегодного формирования в 5-ом классе и до выпуска из школы.
5.2. Члены Клуба имеют право:
- быть принятыми в состав Клуба могут учащиеся ГУО «Средняя школа №14 г. Молодечно».
- вступление в состав Клуба осуществляется на основании личного желания быть полезным Клубу и заявления на имя Руководителя;
- каждый входящий в состав Клуба имеет право:
- на развитие своих интеллектуальных способностей, обеспечение благоприятных условий для этого;
- на равноправное положение, уважение своей чести и достоинства;
- получение достоверной и своевременной информации о всех событиях в Клубе;
- на участие во всех мероприятиях, проводимых Клубом;
- на проявление собственной активности в приобретении знаний, научной деятельности, интеллектуальной самореализации;
- на представление КИИ «ИСКРА» на интеллектуальных турнирах любого уровня в соответствии со своими возможностями и знаниями;
- обсуждать и вносить предложения по вопросам деятельности Клуба на общих собраниях и заседаниях;
- выдвигать кандидата, быть избранным и избирать в выборные органы Клуба;
- участвовать в работе других общественных организаций, деятельность которых не препятствует выполнению Устава Клуба.
- предлагать и утверждать эскизы символики Клуба.
5.3.Член Клуба обязан:
- соблюдать Устав Клуба, быть дисциплинированным и ответственным;
- уважать права, честь и достоинство других членов Клуба, учеников и старших наставников;
- умело и добросовестно выполнять требования и поручения, касающиеся деятельности Клуба, так как от каждого зависит успех всего коллектива;
- беречь и умножать лучшие традиции Клуба;
- проявлять инициативу, дорожить дружбой, быть примером для новых членов Клуба;
- уметь работать в команде;
- не останавливаться на достигнутом и стремиться к самосовершенствованию;
- заботиться об авторитете Клуба и пропагандировать его деятельность;
- члены Клуба обязаны соблюдать требования настоящего положения.
5.4. Членство в Клубе прекращается по факту выпуска из школы.
5.4.1. Члены КИИ «ИСКРА», окончившие школу являются почетными членами Клуба.
5.4.2. Почетные члены Клуба должны участвовать в мероприятиях, проводимых для данной категории
5.5.Поощрения:
- за активную деятельность в Клубе и успехи в общественной жизни каждый член удостаивается поощрения
- благодарность;
- почетная грамота;
- материальное стимулирование.
5.6. Руководитель Клуба вправе ходатайствовать перед руководством учреждения образования о награждении грамотами, вынесении благодарности, а также материальном стимулировании активных учащихся в размере, допускаемом премиальным фондом.
6. Формы деятельности:
Для достижения указанных задач и цели КИИ «ИСКРА» осуществляет следующие формы деятельности:
- индивидуальная (с авторами вопросов и предложений, создателями авторских интеллектуальных «боёв», участие в индивидуальных турнирах и др.);
- групповая (участие в интеллектуальных турнирах и др.);
- коллективная форма (проведение Чемпионатов школы, турниров-вызовов, командных интеллектуальных «боёв» и т.д.);
- обсуждение событий в Клубе;
- участие в общих событиях Клуба, а также в других школьных, районных, городских и других мероприятиях;
- оформление презентации о деятельности Клуба.
Руководитель:
учитель истории и обществоведения
Янукович Дмитрий Станиславович
222302, ул. Великий Гостинец, 153, ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»
Минская область, город Молодечно
(школа) 8 0176 74 39 75, 8 0176 74 39 76
(дом) 80176-53-51-54;
(МТС) +375333919864
dmitryyanukovich@gmail.com
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 14 г.Молодечно»
_______________ К.В.Капуцкая
«___» _____________ 2020
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном интеллектуальном клубе «ИСКРА»
1. Общие положения
1.1. Клуб интеллектуальных игр «ИСКРА», далее – Клуб, является добровольным творческим объединением учащихся, действующим в Государственном учреждении образования «Средняя школа №14 г. Молодечно».
1.2. В своей деятельности Клуб руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь, настоящим положением, Уставом и локальными актами школы, приказами и распоряжениями директора.
1.3. Настоящее положение утверждается руководителем учреждения образования.
1.4. Руководителем Клуба является педагог, который назначается директором учреждения образования.
1.5. Мероприятия Клуба проводятся в соответствии с планом работы государственного учреждения образования «Средняя школа №14 г. Молодечно».
2. Цель и задачи
2.1. Цель: создание условий для интеллектуально-творческой деятельности учащихся во внеурочное время через организацию и проведение интеллектуальных игр.
2.2. Задачи:
расширение кругозора учащихся в различных областях науки, искусства, культуры;
развитие познавательных процессов учащихся;
развитие интеллектуальных способностей учащихся, активное включение учащихся школы в процесс саморазвития и самообразования;
совершенствование умений и навыков умственного труда, самостоятельной работы, повышение индивидуального уровня знаний и эрудиции;
формирование умения аргументировать, доказывать, решать проблемные ситуации, коллективного поиска необходимого материала, общей умственной деятельности, делового и творческого общения;
создание условий для развития коммуникативных умений учащихся;
формирование устойчивой потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, преодолению жизненных трудностей.
3. Участники Клуба
3.1. Участниками Клуба являются учащихся 5 – 11 классов в составе команд, которые создаются из числа желающих учащихся.
3.2. Клуб делится на три возрастные группы:
1 группа – учащиеся 10 – 11 классов,
2 группа – учащиеся 7 – 9 классов,
3 группа – учащиеся 5 – 6 классов.
3.3. Состав команд может быть подвижным и с любым количеством участников, но для участия в районных интеллектуальных играх каждая команда имеет право выбрать только шесть игроков.
3.4. Команды должны иметь выбранного капитана, ответственного за принятие решений во время интеллектуальных игр, который также выражает мнение членов команды при составлении плана интеллектуальных игр на текущий учебный год. Команды могут иметь название, девиз, лозунг, отличительный знак.
4. Направления работы Клуба
4.1. Школьная деятельность Клуба (интеллектуальные игры)
4.2. Социальное партнерство с районным Клубом интеллектуальных игр.
5. Формы работы Клуба
5.1. Групповые занятия для учащихся по развитию познавательных и индивидуальных способностей, по организации и проведению интеллектуальных игр разного уровня.
5.2. Интеллектуальные игры среди учащихся параллельных классов.
5.3. Консультационные занятия для капитанов, команд Клуба.
5.4. Участие в районных интеллектуальных играх.
5.5. Участие в различных интеллектуальных конкурсах.
6. Права и обязанности членов Клуба
6.1. Члены Клуба имеют право:
- свободно выходить из состава членов Клуба;
- вносить предложения по улучшению работы клуба;
- участвовать в принятии решений, определяющих деятельность Клуба;
- быть выслушанными и отстаивать свою точку зрения.
6.2. Члены Клуба обязаны:
- выполнять задания капитана, руководителя команды;
- посещать все запланированные мероприятия Клуба;
- в своей деятельности придерживаться Устава школьного клуба интеллектуальных игр «ИСКРА».
7. Документация Клуба:
- приказ руководителя учреждения образования о создании Клуба,
- Устав школьного клуба интеллектуальных игр «ИСКРА»;
- материалы игр,
- протоколы о проведении игр.
Приложение 6.
Диагностика учителей, участников инновационного проекта
«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»
Целью психолого-педагогического сопровождения проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» (2019 – 2022) является формирование психологической грамотности педагогов как нормы развития информационной образовательной среды учреждения образования, способствующей формированию и развитию метапредметных компетенций посредством организации творческой проектной медиадеятельности.
Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога-профессионала, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Определяющими факторами в педагогической деятельности учителя выступают положительное мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и готовность к качественному выполнению профессиональных функций.
Целью психолого-педагогического сопровождения на диагностическом этапе является определение мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, формирование положительной установки и мотивации у всех субъектов инновационного проекта.
Проведены необходимые диагностические мероприятия на определение готовности педагогов к инновационной деятельности; определение уровня мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств; определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов; определение барьеров, препятствующих освоению инноваций.
№
|
Методика
|
Результаты
|
|
|
«Оценка исследовательских умений и готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
|
сентябрь 2019
|
апрель 2022
|
|
11 педагогов-участников инновационной деятельности показали высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности
(от 75 до 105 баллов-100%)
|
11 педагогов-участников инновационной деятельности показали высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности
(от 89 до 105 баллов-100%)
|
|
|
«Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»
|
96 педагогов учреждения образования
показали высокий уровень потенциала педагогического коллектива
(от 89% до 94%)
|
96 педагогов учреждения образования
показали высокий уровень потенциала педагогического коллектива
(от 92% до 100%)
|
|
|
«Определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов»
|
96 педагогов учреждения образования показали высокий уровень проявления степени профессиональной компетентности,
100%
(от 82 до 100 баллов)
|
96 педагогов учреждения образования показали высокий уровень проявления степени профессиональной компетентности,
100%
(от 91 до 100 баллов)
|
|
|
«Барьеры, препятствующие освоению инноваций»
|
96 педагогов учреждения образования показали средний уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Количественное и процентное соотношение инновационных барьеров составляет
от7/7 % до10/10 %
|
96 педагогов учреждения образования показали достаточно высокий уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Количественное и процентное соотношение инновационных барьеров составляет
от2/2 % до4/4 %
|
|
Результаты диагностических исследований показали, что педагогический коллектив за период реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» отражают высокий образовательный потенциал для инновационной деятельности и высокий уровень сформированности профессиональной компетентности, обладает качествами, определяющими его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образовательного процесса, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Формирование положительной установки и мотивации участников инновационного проекта осуществляется через просветительскую и консультативную деятельность. Практические занятия с педагогами проводятся с целью развития мотивационно-ценностного отношения педагогов к инновационной деятельности, с целью профилактики эмоциональных расстройств и социальных конфликтов.
На проектировочном этапе на основании результатов диагностики осуществлялся подбор команды педагогов для организации инновационной деятельности связан со значительными психологическими трудностями, т. к. для создания профессиональной среды необходима психологическая грамотность как норма профессиональной компетентности, наличие мотивации и готовности к инновационной деятельности, отсутствие «психологического барьера», ощущение психологического комфорта в инновационной среде и педагогическом коллективе.
Протекание отдельных этапов инновационного процесса ведёт не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления участников инновационного проекта, который с этими новшествами связан и при этом обусловливается функциями психолого-педагогического анализа, оценки, рефлексии.
Психолого-педагогическое сопровождение заключается в формировании психологической компетентности и потребности в использовании психологических знаний в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач всех участников инновационного проекта.
Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационной деятельности.
Проанализировав результаты диагностических и коррекционных мероприятий, можно сделать следующий вывод: система работы психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта осуществляется успешно, т.к. у педагогов повысился уровень психологической грамотности как нормы развития информационной образовательной среды учреждения образования, способствующей формированию и развитию метапредметных компетенций посредством организации творческой проектной медиадеятельности.
Диагностика обучающихся, участников инновационного проекта
«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»
Одной из задач психолого-педагогического сопровождения проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и фукционирования медиацентра учреждения образования» (2019 – 2022) является определение уровня готовности к инновационной деятельности не только педагогов учреждения образования, но и обучающихся. В реализации инновационного проекта принимали участие 85 обучающихся учреждения образования (5 «Д» класс, 10 «А» класс, 11 «А» класс, 11 «Б» класс).
С целью мониторинга развития учащихся в динамике как форма контроля качества проведены следующие диагностические мероприятия на: определение уровня информационно- коммуникативной компетентности, изучение познавательной активности, определение уровня креативности, выявление коммуникативных склонностей, определение типа мышления, изучение информационной активности и мотивации приобретения информации обучающихся, изучение уровня медиаграмотности обучающихся.
№
|
Класс
|
Методика
|
Результаты
|
сентябрь 2019
|
апрель 2022
|
|
3«Д»/
5 «Д»
|
Опросник «Определение уровня информационно-коммуникативной компетентности»
|
Из 29 учащихся 11(39%) показали достаточный уровень информационно-коммуникативной компетентности
|
Из 29 учащихся 22(76%) показали достаточный уровень информационно-коммуникативной компетентности
|
|
8 «А»/
10 «А»
|
Опросник «Изучение уровня познавательной активнсости учащихся»
|
Из 20 учащихся 15(75%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 5 учащихся(25%)- средним уровнем познавательной активности
|
Из 20 учащихся 19(95%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 1 учащийся(5%)- средним уровнем познавательной активности
|
|
9 «А»/
11 «А»
|
|
Из 22 учащихся 14(64%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 8 учащихся(36%)- средним уровнем познавательной активности
|
Из 22 учащихся 10(91%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 2 учащихся(9%)- средним уровнем познавательной активности
|
|
9 «Б»/
11 «Б»
|
|
Из 26 учащихся 16(62%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 10 учащихся(38%)- средним уровнем познавательной активности
|
Из 26 учащихся 22(84%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 4 учащихся(18%)- средним уровнем познавательной активности
|
|
11 «В»
|
|
Из 22 учащихся 15(68%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 7 учащихся(32%)- средним уровнем познавательной активности
|
|
|
8 «А»/
10 «А»
|
«Определение уровня креативности учащихся»
|
Из 20 учащихся 16(80%) обладают высоким уровнем креативности, 4 учащихся(20%)- средним уровнем креативности
|
Из 20 учащихся 19(95%) обладают высоким уровнем креативности, 1 учащийся(5%)- средним уровнем креативности
|
|
9 «А»/
11 «А»
|
|
Из 22 учащихся 14(64%) обладают высоким уровнем креативности, 8 учащихся(36%)- средним уровнем креативности
|
Из 22 учащихся 10(91%) обладают высоким уровнем креативности, 2 учащихся(9%)- средним уровнем креативности
|
|
9 «Б»/
11 «Б»
|
|
Из 26 учащихся 15(58%) обладают высоким уровнем креативности, 11 учащихся(42%)- средним уровнем креативности
|
Из 26 учащихся 22(84%) обладают высоким уровнем креативности, 4 учащихся(18%)- средним уровнем креативности
|
|
11 «В»
|
|
Из 22 учащихся 15(68%) обладают высоким уровнем познавательной активности, 7 учащихся(32%)- средним уровнем познавательной активности
|
|
|
8 «А»/
10 «А»
|
Опросник «Выявление коммуникативных склонностей учащихся Р.В.Овчаровой»
|
Из 20 учащихся у 13(65%) сформированы коммуникативные компетенции, 7 учащихся (35%)- коммуникативные компетенции в стадии формирования
|
Из 20 учащихся у 18(90%) сформированы коммуникативные компетенции, 2 учащихся (10%)- коммуникативные компетенции в стадии формирования
|
|
9 «А»/
11 «А»
|
|
Из 22 учащихся у 15(68%) сформированы коммуникативные компетенции, 7 учащихся (32%)- коммуникативные компетенции в стадии формирования
|
Из 22 учащихся у 22(100%) сформированы коммуникативные компетенции
|
|
9 «Б»/
11 «Б»
|
|
Из 26 учащихся у 14(54%) сформированы коммуникативные компетенции, 12 учащихся (46%)- коммуникативные компетенции в стадии формирования
|
Из 26 учащихся у 26(100%) сформированы коммуникативные компетенции
|
|
11 «В»
|
|
Из 22 учащихся у 15(68%) сформированны коммуникативные компетенции, 7 учащихся (32%)- коммуникативные компетенции в стадии формирования
|
|
|
8 «А»/
10 «А»
|
Опросник «Изучение информационной активности и мотивации приобретения информации обучающихся»
|
Из 20 учащихся 15(75%) обладают высоким уровнем информационной активности, 5 учащихся(25%)- средним уровнем информационной активности
|
Из 20 учащихся 19(95%) обладают высоким уровнем информационной активности, 1 учащийся(5%)- средним уровнем информационной активности
|
|
9 «А»/
11 «А»
|
|
Из 22 учащихся 14(64%) обладают высоким уровнем информационной активности, 8 учащихся(36%)- средним уровнем информационной активности
|
Из 22 учащихся 10(91%) обладают высоким уровнем информационной активности, 2 учащихся(9%)- средним уровнем информационной активности
|
|
9 «Б»/
11 «Б»
|
|
Из 26 учащихся 16(62%) обладают высоким уровнем информационной активности, 10 учащихся(38%)- средним уровнем информационной активности
|
Из 26 учащихся 22(84%) обладают высоким уровнем информационной активности, 4 учащихся(18%)- средним уровнем информационной активности
|
|
11 «В»
|
|
Из 22 учащихся 15(68%) обладают высоким уровнем информационной активности, 7 учащихся(32%)- средним уровнем информационной активности
|
|
|
8 «А»/
10 «А»
|
Опросник «Изучение уровня медиаграмотности обучающихся»
|
Из 20 учащихся 15(75%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 5 учащихся(25%)- средним уровнем медиаграмотности
|
Из 20 учащихся 19(95%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 1 учащийся(5%)- средним уровнем медиаграмотности
|
|
9 «А»/
11 «А»
|
|
Из 22 учащихся 14(64%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 8 учащихся(36%)- средним уровнем медиаграмотности
|
Из 22 учащихся 10(91%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 2 учащихся(9%)- средним уровнем медиаграмотности
|
|
9 «Б»/
11 «Б»
|
|
Из 26 учащихся 16(62%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 10 учащихся(38%)- средним уровнем медиаграмотности
|
Из 26 учащихся 22(84%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 4 учащихся(18%)- средним уровнем медиаграмотности
|
|
11 «В»
|
|
Из 22 учащихся 15(68%) обладают высоким уровнем медиаграмотности, 7 учащихся(32%)- средним уровнем медиаграмотности
|
|
Результаты диагностических исследований показали, что обучающиеся учреждения образования за период реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образорвания» отражают высокий образовательный и мотивационный потенциал.
Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для обучающихся и их родителей.
Приложение 7.
Критерии и показатели оценки результатов инновационной деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Единицы измерения
|
Сформированность метапредметных компетенций учащихся
|
Инициативность и самостоятельность в поиске новой информации;
знания, выходящие за пределы учебной программы;
эмоциональное отношение к цели, процессу и результату познания;
креативность;
критическое мышление;
навыки командной работы
|
Положительная динамика (представлена в приложениях 6, 9)
|
Культура медиадеятельности учащихся
|
Способность к анализу, рефлексии, обобщению;
способность к генерированию новых идей;
медиаграмотность;
информационная культура
|
Положительная динамика (представлена в приложении 6)
|
Учебные достижения учащихся по учебным предметам
|
Уровень обученности учащихся по учебным предметам
|
Положительная динамика успеваемости (представлена в приложении 8)
|
Повышение квалификации
|
Уровень компетентности педагогов в области применения компетентностного подхода к образованию и воспитанию учащихся
Уровень владения методами организации творческой проектной деятельности
Умение разрабатывать образовательные программы факультативных занятий, объединений по интересам
|
100% педагогов повысили свою квалификацию, прошли курсы повышения квалификации, приняли участие в тематических семинарах.
Подготовлены и опубликованы 12 материалов из опыта работы педагогов. Количество публикаций увеличилось на 30 % по сравнению с 2019 годом.
Педагоги учреждения приняли участие в конференциях, где представили опыт работы (+ 4).
Подготовлен опыт работы Давидович З.В., учителя русского языка и литературы для аттестации на категорию «учитель – методист»
|
Оценка эффективности участия в инновационном проекте
Достоинства, преимущества, наиболее эффективные формы работы
|
Выявленные проблемы, трудности, недостатки
|
Работа в проекте актуальна для учреждения образования и направлена на повышение компетентности педагогов, отражает современные приоритеты развития образования.
Совместная работа педагогов нескольких учреждений образования позволила наладить методический обмен.
Ведется совместная работа педагогов учреждения образования по созданию дистанционных курсов по информатике, русскому языку и литературе для учащихся.
Работа в рамках проекта позволила широко применять сетевой проект - «Электронный дневник и журнал» (100% учащихся, 100 % педагогов).
Изменилась позиция педагогов в отношении (из отрицательного к положительному) к проведению и участию в дистанционных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах.
Разработаны и созданы сайты педагогов учреждения образования, сайты методических объединений.
Разработаны и применяются в образовательном процессе электронные средства обучения.
В процессе творческой проектной деятельности формируются метапредметные компетенции учащихся: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.
|
- на сегодняшний день не все педагоги готовы к созданию методических систем обучения (даже отдельных заданий), ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную, исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
- создание компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня компетентности обучаемых многие педагоги считают делом специалистов, а не учителей-предметников;
- использование информационно-коммуникационных технологий недопустимо в постоянном режиме на учебных занятиях (Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования»), и поэтому педагоги вынуждены согласовывать проведение таких уроков;
- не все педагоги готовы делиться наработанными материалами, считая, что размещение информации в интернете и дальнейшее их использование – это нарушение авторских прав;
- работа по подготовке сетевых материалов требует времени и ответственности, а во времени педагог всегда ограничен.
|
Приложение 8.
Учебные достижения учащихся по учебным предметам
в 2021/2022 учебном году (по результатам третьей четверти)
Образовательный процесс в учреждении образования рассматривается как единый целостный процесс обучения и воспитания. Основополагающим является стремление педагогического коллектива обеспечить общедоступное образование, подготовить учащихся к жизни в обществе, самостоятельному осознанному выбору и освоению профессиональной деятельности в дальнейшем.
На конец 3 четверти учебного года в учреждении образования обучается 1715 учащихся:
на I ступени общего среднего образования – 715 учащихся;
на II ступени общего среднего образования – 879 учащихся;
на III ступени общего среднего образования – 121 учащийся.
Аттестация учащихся I-II классов (366 учащихся) осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах. Аттестация учащихся III-XIклассов (1349 человек) осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам.
По результатам 3 четверти качество обученности составило:
на 6-10 баллов – 62,46%, 842 учащихся (1 четверть – 60,51%, 838 учащихся);
на 9-10 баллов – 6,3%, 85 учащихся (1 четверть – 4,5%, 61 учащийся).
Средний балл по итогам 3 четверти по школе - 7,39 (1 четверть – 7,31):
на I ступени общего среднего образования – 7,42, стабильность (1 четверть – 7,39);
на II ступени общего среднего образования – 7,26, незначительная положительная динамика +0,1 (1 четверть – 7,16);
на III ступени общего среднего образования – 8,31, положительная динамика +0,14 (1 четверть – 8,17).
По итогам 3 четверти:
26 классных коллективов (53,1%) повысили средний балл;
у 13 классных коллективов (26,5 %) средний балл стабилен;
10 классных коллективов (20,4%) наблюдается незначительное снижение среднего балла.
Если рассматривать усвоение учебного материала по уровням, то 280 учащихся (20,7%) по некоторым предметам имеют 3-4 балла, т.е. на удовлетворительном уровне.
Приведенные данные показывают, что по результатам обучения наметились положительные тенденции, к которым можно отнести:
рост качества обученности на 6-10 баллов на 1,95%;
рост количества учащихся, которые закончили четверть на 9-10 баллов, на 24 человека (1,8%);
незначительную динамику (+0,08) среднего балла;
нет учащихся с низким уровнем усвоения учебного материала.
Приложение 9.
Участие учащихся (участников инновационного проекта)
в конкурсах, олимпиадах
Название мероприятия
|
Форма и дата проведения
|
Результативность
|
Проект
|
Областной этап республиканского конкурса "ПАТРИОТ.by"
|
Конкурс
01.12.2021
|
Диплом II степени
|
Клуб «Искра»
|
V Открытая олимпиада по мировой экономике (БГУ)
|
Олимпиада
01.12.2021
|
Диплом III степени
|
Клуб «Искра»
|
Республиканский Кубок НЦХТДМ по интеллектуальным играм среди школьников "Зима - 2022"
|
Интеллектуальные игры
06.01.2022
|
Диплом I степени
|
Клуб «Искра»
|
Молодежь. Единство. Будущее…
|
Районный фестиваль школьных СМИ
01.12.2021
|
II место
|
Проект «Школьная газета» «Дневн14чок»
|
Республиканский конкурса юных журналистов «Ты в эфире»
|
Районный этап
15.10.2021
|
III место
|
Проект «Школьное ТВ»
ТВ14
|
Республиканский Кубок НЦХТДМ по интеллектуальным играм среди школьников "Весна - 2022"
|
Интеллектуальные игры
29.03.2022
|
Диплом III степени,
Диплом II степени
|
Клуб «Искра»
|
Третий отборочный этап ХХХ Республиканского чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников
|
Чемпионат по интеллектуальным играм
02.04.2022
|
Диплом III степени
|
Клуб «Искра»
|
Чемпионат Минской области по командной игре "Своя игра"
|
Чемпионат по интеллектуальным играм среди ювеналов
02.04.2022
|
Диплом III степени
|
Клуб «Искра»
|
Чемпионат Минской области по командной игре «Что? Где? Когда?»
|
Чемпионат по интеллектуальным играм среди юниоров
02.04.2022
|
Диплом I степени
|
Клуб «Искра»
|
Приложение 9.
Модель формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно»
Цель: формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся посредством организации творческой проектной медиадеятельности на основе функционирования медиацентра учреждения образования.
Творческая проектная деятельность учащихся:
- Школьная газета «Дневн14ок»;
- Школьное телевидение «ТВ14»;
- Школьные электронные издания:
сайт учреждения образования http://sch14.molodechno.edu.by/;
сайт учителя русского языка и литературы Давидович З.В. https://sites.google.com/view/zinaidadavidovich,
страницы для учащихся «Путешествие в мир русского языка и литературы | ВКонтакте» https://vk.com/club212362624,
сайт учителей истории https://sites.google.com/view/history-school14/ учреждения образования, на котором создана страница клуба интеллектуальных игр «Искра» (https://sites.google.com/view/history-school14/кии-искра,
ШкольныйYouTube-канал и социальные сети https://www.youtube.com/channel/UC1oECaTCBytuoViqTK7RLlQ
Telegram https://t.me/school14molo,
Instagram https://instagram.com/school14molo?igshid=1spsq0dvwco4y
- объединения по интересам: интеллектуальный клуб «Искра»; научное общество учащихся «Росток» / газета - листовка «Записки юного исследователя»;
- учебные и факультативные занятия,
- информационные и классные часы.
раскрыть » / « свернуть