Молодечненский районный
исполнительный комитет
Гуманитарный проект
«Легкие Европы = The Lungs of Europe»
1. Описание проекта
Леса называют лёгкими Европы. Такое название они получили, потому что лесные деревья и травы перерабатывают углекислый газ. В Западной Европе площадь, занятая лесами, небольшая, в то время как в Беларуси 38% территории покрыто лесами. Леса, произрастающие в Минской области, представлены в основном сосной. Встречается также берёза, ольха и ель. В нашей местности леса произрастают преимущественно на осушенных и мелиорированных землях. Их состояние зависит от уровня грунтовых вод и антропогенных факторов. Лесные деревья, особенно хвойные, перерабатывают углекислый газ и выделяют кислород. Кроме того, хвойные не сбрасывают листья на зиму, следовательно, выделяют кислород круглый год.
По этой причине сохранение лесов в нашей стране и расширение посадок хвойных растений будет способствовать уменьшению выбросов углекислого газа и улучшению экологической обстановки во всей Европе.
Популяризацию сохранения леса, биоразнообразия целесообразно проводить во время обучения в школе. Это связано с тем, что учащиеся будут широко вовлекаться в природоохранную деятельность, и знания и навыки, которые они получат, будут использовать в дальнейшей жизни. Участие в проекте предполагает вовлечение молодёжи в волонтёрское движение, посадку леса, мониторинг окружающей среды, профориентационную работу.
Каким же образом всё это будет достигнуто?
1. Создание в школе объединения по интересам, при посещении которого учащиеся будут изучать экологическое состояние определённого участка леса, проводить мониторинг окружающей среды, совместно с работниками лесхоза проводить исследовательскую работу. В организации мониторинга и исследовательской работы предполагается участие заинтересованных общественных организаций. Совместно с белорусскими партнёрами планируется организация экологической тропы, на которой можно проводить экскурсии, а также создание экологического класса в нашей школе. Будет налажен обмен опытом по пропаганде идей проекта.
2. Организация работы школьного питомника, где будут выращиваться лесные культуры для последующей посадки на территории школы. Также планируется создание аптекарского огорода, на котором будут расти лесные лекарственные и ароматические травянистые растения. Участие в проекте подразумевает обмен саженцами и семенами деревьев со школами, участвующими в проекте. Кроме того, подразумевается реализация продукции, полученной из питомника и огорода.
3. Для изучения экосистемы леса и уходом за питомником в летний период предполагается работа лагерей для подростков исследовательского и трудового направления. Для учащихся будут организованы занятия по изучению профессий лесовода, ландшафтного дизайнера, эколога. Социальная значимость проекта заключается в том, что для подростков в летний период во время работы в лагерях будет предоставлена возможность официального трудоустройства, что решает проблему занятости данной возрастной группы.
4. Для популяризации идей проекта предполагается создание партнёрской сети школ и заинтересованных организаций. Будут проводиться семинары, круглые столы для обмена опытом. Также для расширения аудитории целесообразно создание сайта, специализированных аккаунтов в социальных сетях – Instagramm, Facebook, Viber. Будет налажен выпуск печатной продукции – буклетов, брошюр, наклеек, плакатов. Данные материалы будут распространяться среди партнёров проекта.
5. В проекте будут реализованы принципы циркулярной экономики. В частности, для удобрения почвы предполагается создание компоста из органических отходов пришкольного участка. Учащиеся ознакомятся с порядком раздельного сбора отходов, узнают, как уменьшить количество отходов. Подростки будут вовлечены в сбор вторсырья в школе, что будет способствовать воспитанию экологического мышления и улучшению экологической обстановки.
Реализация проекта будет способствовать расширению площади лесов, более эффективному их использованию. Налаженная партнёрская сеть проекта будет вовлекать больше заинтересованных лиц, и поэтому проект из областного может стать республиканским. Учащиеся и взрослые, занятые в проекте, приобретут бесценный опыт, у них сформируется устойчивое экологическое мышление. Через систему школьных лагерей подростки будут вовлечены в трудовую занятость, приобретут трудовой опыт и, возможно, выберут себе профессию, связанную с экологией. Школьный питомник и аптекарский огород будут давать свой экономический эффект, который будет являться одним из источников финансирования проекта.
Все вышеперечисленные мероприятия будут способствовать сохранению лесов, экологическому воспитанию всех участников проекта, улучшению экологической обстановки в целом. Следовательно, реализация проекта и расширение партнёрской сети будет способствовать тому, что Беларусь будет лёгкими Европы!
2. Цель проекта
Создание в организациях-партнерах системы мониторинга лесных экосистем, образование в целях устойчивого развития, распространение опыта в партнерской сети школ
3. Задачи проекта:
обучение, воспитание и развитие учащихся;
апробация и внедрение современных образовательных программ, технологий;
консультирование родителей по вопросам педагогики, психологии;
организация свободного времени учащихся, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности;
организация и проведение интеллектуальных турниров, конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и других форм образовательной деятельности.
Предшествующий опыт школы, используемый в проекте
В нашей школе особое внимание уделяется экологическому образованию. С 1 сентября 2003 года школа получила статус школы с физкультурно-эстетическим уклоном, базовой по экологическому воспитанию.
Учащиеся нашей школы принимают участие в исследованиях природы, проведении экспериментальной работы. Их проекты были отмечены на конкурсах различного уровня.
Особое внимание уделяется озеленению пришкольной территории. Имеется учебно-опытный участок и зелёные насаждения, за которыми ухаживают учащиеся и педагоги.
Педагоги школы активно участвуют в работе проектов по изучению окружающей среды, локализации целей устойчивого развития, принимают участие в конференциях и семинарах различного уровня.
Партнёр проекта:
Минское ГПЛХО Государственное лесохозяйственное учреждение «Молодечненский лесхоз».
Цели организации:
Сохранение и создание лесов, отвечающих современным экологическим и экономическим потребностям личности, общества, государства;
Научно обоснованное ведение лесного хозяйства, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту и воспроизведение лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала;
Обеспечение потребностей экономики в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах лесов.
Обязанности партнёра проекта:
Участвовать в мероприятиях по реализации проекта.
Привлекать учащихся к посильной помощи в лесном хозяйстве.
Выделить школе участок леса для проведения исследовательской работы.
Снабжать школьный питомник посадочным материалом.
Обеспечить квалифицированное руководство лесохозяйственным трудом.
Оказывать содействие в организации летнего лагеря труда и отдыха.
Оплачивать труд учащихся в соответствии с законом о труде подростков.
Контакты партнёра проекта:
Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, 2-ой пер. М.Горького 2а
Тел. 8-(0176)-778860, 8-(0176)-778863, E ‑mail: mail@molodechnoleshoz.by, web-сайт http://molodechnoleshoz.by
Колошич Ирина Марьяновна, 80176737872
Обязанности ГУО «Средняя школа №14 г. Молодечно»:
- Вовлечение учащихся в проектную деятельность
- Проведение семинаров, круглых столов по теме проекта
- Размещение информации по теме проекта на школьном сайте
- Налаживание принципов циркулярной экономики
Обязанности ГЛХУ «Молодечненский лесхоз»:
- Организация посадок леса, исследование лесов, экскурсии, заготовка семян и посадочного материала, знакомство с работой лесника.
4. Обоснование проекта
Краткое описание цели проекта
Леса называют лёгкими Европы. Такое название они получили, потому что лесные деревья и травы перерабатывают углекислый газ. В Западной Европе площадь, занятая лесами, небольшая, в то время как в Беларуси 38% территории покрыто лесами. Леса, произрастающие в Минской области представлены в основном сосной. Встречается также берёза, ольха и ель. Леса произрастают на осушенных и мелиорированных землях. Их состояние зависит от уровня грунтовых вод и антропогенных факторов. Лесные деревья, особенно хвойные, перерабатывают углекислый газ и выделяют кислород. Кроме того, хвойные не сбрасывают листья на зиму, следовательно, выделяют кислород круглый год.
Также в Молодечненском районе стоит проблема трудоустройства молодёжи в летний период. Имеющиеся рабочие места направлены на занятость взрослых. Реализация нашего проекта предполагает вовлечение учащихся старших классов в трудовую деятельность. Учащиеся приобретут полезные навыки, которые сложно обрести без специального образования и которые будут полезны в дальнейшей жизни.
Республика Беларусь не обладает большими запасами полезных ископаемых, она вынуждена закупать их у других стран. Большие города нашей страны накапливают большое количество мусора. Поэтому важным моментом проекта является пропаганда принципов циркулярной экономики и вторичного использования отходов. Изменение отношения населения к отходам и воспитание экологически ответственного образа жизни является важным принципом в реализации проекта.
Целевые группы проекта:
Целевые группы проекта
|
Ожидаемое число представителей целевых групп проекта
|
Учащиеся школ 14-18 лет
|
50
|
Взрослые люди от 18 и старше
|
50
|
Краткое описание содержания проекта
При реализации проекта учащиеся совместно с работниками лесхоза будут изучать экологическое состояние определённого участка леса, проводить мониторинг окружающей среды. Для этого подразумевается открытие экологического класса в помещении школы, оснащённого необходимым оборудованием для проведения исследований. В организации мониторинга и исследовательской работы предполагается участие заинтересованных общественных организаций. Совместно с белорусскими партнёрами планируется организация экологической тропы, на которой можно проводить экскурсии. Будет налажен обмен опытом по пропаганде идей проекта.
Также будет организована работа школьного питомника, где будут выращиваться лесные культуры для последующей посадки на территории школы. Планируется создание аптекарского огорода, на котором будут выращиваться лесные лекарственные и ароматические травянистые растения. Участие в проекте подразумевает обмен саженцами и семенами деревьев со школами, участвующими в проекте. Кроме того, планируется реализация продукции, полученной из питомника и огорода.
Для изучения экосистемы леса и ухода за питомником в летний период предполагается работа лагерей для подростков исследовательского и трудового направления. Для учащихся будут организованы занятия по изучению профессий лесовода, ландшафтного дизайнера, эколога. Социальная значимость проекта заключается в том, что для подростков в летний период во время работы в лагерях будет предоставлена возможность официального трудоустройства, что решает проблему занятости данной группы населения.
Для популяризации идей проекта предполагается создание партнёрской сети школ и заинтересованных организаций. Будут проводиться семинары, круглые столы, на которых участники проекта будут обмениваться опытом. Также для расширения аудитории участников проекта целесообразно создание сайта, специализированных аккаунтов в социальных сетях – Instagramm, Facebook, Viber. Планируется выпуск печатной продукции для распространения среди партнёров проекта.
В проекте будут реализованы принципы циркулярной экономики. В частности, для удобрения почвы предполагается создание компоста из органических отходов пришкольного участка. Учащиеся ознакомятся с порядком раздельного сбора отходов, узнают, как уменьшить их количество. Подростки будут вовлечены в сбор вторсырья в школе, что будет способствовать воспитанию экологического мышления и улучшению экологической обстановки.
Ожидаемые результаты проекта
- Мониторинг лесной экосистемы и исследовательская работа по теме проекта, осуществляемая учащимися школ и партнёрами проекта.
- Организация питомника на территории школы для выращивания хвойных культур и лекарственных растений.
- Работа летних лагерей исследовательского и трудового направления. Занятость и профориентационная работа среди молодёжи.
- Создание партнёрской сети школ, обмен опытом и популяризация идей проекта в социальных сетях.
- Внедрение принципов циркулярной экономики, пропаганда раздельного сбора отходов и вторичного использования отходов.
Какие специальные знания можно получить в ходе реализации проекта?
В ходе реализации проекта партнёры приобретут опыт мониторинга окружающей среды, компетенции организации исследовательской работы и взаимодействия через социальные сети, навыки озеленения пришкольного участка, навыки организации производства и экологического менеджмента, навыки работы в команде, сотрудничества с организациями разных форм собственности.
Реализация проекта на конкретной территории
Леса в Минской области произрастают преимущественно на осушенных и мелиорированных землях. Их состояние зависит от уровня грунтовых вод и антропогенных факторов. Изучение выделения парниковых газов на осушенных землях и в лесах, оценка состояния лесных экосистем и интродукция лесных растений – это те перспективные направления исследовательской работы, над которыми мы будем работать в данном проекте.
Работа будет проводиться на территории Молодечненсокго района, где учащимся будет предложено трудоустройство в каникулярный, летний периоды. Реализация нашего проекта предполагает вовлечение учащихся старших классов в трудовую деятельность через создание летних трудовых лагерей. Для учащихся будут организованы лекции и семинары, экскурсии для знакомства с работой лесника, ландшафтного дизайнера, эколога.
Для популяризации идей проекта на школьном сайте будет вестись рубрика, посвящённая данной тематике. Также информация по теме проекта и приглашение к участию будет распространяться через социальные сети. Начнет работу партнерская сеть школ, в рамках которой для учащихся и взрослых будут организованы тематические семинары, встречи и экскурсии по обмену опытом, которые поспособствуют воспитанию экологического мышления подрастающего поколения и улучшению экологической обстановки.
Как будет поддерживаться существование проекта после прекращения финансирования
Для организации работы лагерей будут привлекаться средства спонсоров. Прибыль проекту будет давать реализация продукции пришкольного участка и заготавливаемой по заданию лесхоза, а также от платного контента сайта по тематике проекта. И напоследок, учащиеся и педагоги будут вовлекаться в волонтёрское движение по теме проекта, что требует совсем небольших материальных затрат.
5. Итоги реализации проекта
Каких качественных и количественных результатов можно достичь в ходе реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать улучшению экологической обстановки в лесах Минской области. Будет создана устойчивая система занятости подростков в летний период. В ходе проекта планируется организация занятости до 50 подростков на первом этапе. Также будет создан питомник и аптекарский огород в школе. Кроме того, планируется создание экологического класса для проведения исследований и учебных занятий. Налаженная партнерская сеть будет способствовать обмену опытом между участниками проекта. Проведение мероприятий поможет продвижению и расширению идей проекта. Работа сайта и информация в социальных сетях будет способствовать привлечению средств спонсоров и расширению партнерской сети, что выведет проект на самоокупаемость и расширит географию проекта на другие регионы.
Долгосрочные результаты от реализации проекта
В ходе реализации проекта планируется издание методических рекомендаций по организации совместной партнёрской работы по исследованию леса. Опыт, полученный в ходе проекта, будет внедряться в работе по уходу за лесом. Планируется выпуск брошюр по организации работы на пришкольном участке и работе летних лагерей.
Достижение целей устойчивого развития при реализации проекта
Реализация проекта направлена на достижение следующих целей устойчивого развития в Беларуси:
Борьба с изменением климата;
Сохранение экосистем суши;
Ликвидация нищеты (занятость);
Качественное образование;
Индустриализация, инновация и инфраструктура;
Ответственное потребление и производство.
Создание и укрепление межсекторального взаимодействия
В ходе проекта планируется создание диалоговой площадки для обсуждения проблем экологии и занятости молодёжи. В данном мероприятии планируется задействовать представителей районной администрации, школ, лесхоза, общественных организаций. Формами взаимодействия будут конференции, семинары, вебинары, экскурсии, выездные заседания.
Распространение информации о деятельности проекта
Расширение информации о проекте планируется через школьный сайт (sch14.molodechno.edu.by), сайт Молодечненского лесхоза (http://molodechnoleshoz.by), затем через социальные сети - Instagramm, Facebook, Viber. Планируется сотрудничество со СМИ – «Молодечненская газета».
Смета проекта
СМЕТА
|
затрат на организацию временной трудовой занятости учащейся молодежи ГУО "Средняя школа №14 г.Молодечно" в свободное от учёбы время
|
по реализации проекта «Легкие Европы»
|
|
Количество учащихся, принимаемых на работу, всего
|
50
|
чел.
|
14-16 лет
|
50
|
чел.
|
|
Планируемый к отработке период –одна неделя
|
|
|
|
Всего, рублей
|
в т.ч.за счет средств партнеров проекта, рублей
|
|
Фонд заработной платы, всего
|
3330,66
|
3262,7
|
|
(расчет прилагается)
|
|
Начисления на оплату труда, всего
|
1135,42
|
1112,26
|
|
- фонд социальной защиты населения 34%
|
1132,42
|
1109,32
|
|
- обязательные страховые взносы 0,09%
|
3,0
|
2,94
|
|
Расходы на оплату труда. Всего
|
4466,08
|
4374,96
|
|
Затраты на приобретение материалов
|
21411,00
|
21411,00
|
|
(расчет прилагается)
|
|
Затраты на приобретение инструмента, инвентаря, спецодежды
|
|
|
|
Затраты на приобретение трудовых книжек
|
339,00
|
339,00
|
|
(50 шт.)
|
|
Расходы на приобретение материалов, инструмента, инвентаря, спецодежды, трудовых книжек
|
21411,00
|
21411,00
|
|
ИТОГО РАСХОДОВ
|
26216,08
|
26124,96
|
ИТОГО затраты по смете
|
26216,08
|
в том числе:
|
за счет средств инвестора
|
26124,96
|
за счет собственных средств
|
91,12
|
Смета затрат на приобретение материалов, необходимых для реализации проекта
№
|
Наименование товарно-материальных ценностей
|
Цена за единицу, руб.
|
Коли-чество
|
Стоимость с НДС, руб.
|
1
|
Комплект мебели для кабинета биологии
|
7899,00
|
1
|
7899,00
|
2
|
Микроскоп бинокулярный
|
328,62
|
1
|
328,62
|
3
|
Микроскоп цифровой
|
266,20
|
1
|
266,20
|
4
|
Микроскоп
|
155,00
|
15
|
2325,00
|
5
|
Комплект лабораторного оборудования и таблиц
|
1582,56
|
1
|
1582,56
|
6
|
Комплект гербариев
|
533,52
|
1
|
533,52
|
7
|
Многофункциональная измерительная система
|
1426,80
|
1
|
1426,80
|
8
|
Интерактивная сенсорная система
|
4849,98
|
1
|
4849,98
|
9
|
Стекла покровные
|
1,44
|
13
|
18,72
|
10
|
Стекла предметные
|
0,90
|
13
|
11,70
|
11
|
Посадочный материал для питомника
|
5,00
|
200
|
1000,00
|
12
|
Инструменты по уходу за растениями
|
21,35
|
10
|
231,50
|
13
|
Удобрения
|
11,36
|
5
|
56,8
|
14
|
Стенды
|
120,00
|
3
|
360,00
|
15
|
Бинокль
|
88,00
|
5
|
440,00
|
16
|
Сачки
|
16,12
|
5
|
80,60
|
|
Итого
|
|
276
|
21411,00
|
раскрыть » / « свернуть