Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Специальное образование

Информация об учреждениях профессионально-технического образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития

Информация об учреждениях профессионально-технического образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития

раскрыть » / « свернуть

Информация специалистам

раскрыть » / « свернуть

Главные задачи ПКПП

раскрыть » / « свернуть

Педагогический состав ПКПП

раскрыть » / « свернуть

График работы

раскрыть » / « свернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Помещение пункта разделено на функциональные зоны:

Учебная зона

Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков

Игровая зона

Диагностическая зона

Зона развития сенсорики

Рабочая зона учителя-дефектолога

Информационная зона для родителей

Зона развития мелкой моторики

Когда следует обратиться к дефектологу?

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Ребёнок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные физические упражнения. им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на правой и левой ноге.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный психический процесс. речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.

Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Ничто не может заменить тёплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребёнком. Если ребёнок этого лишён, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.

Для предупреждения тяжёлых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно-педагогическая помощь.

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот этап принято называть периодом гуления. Ребёнок произносит звуки, чем-то напоминающие сочетания "ГХАИЫ", "ГХОИУ"- отсюда исток доброй традиции "огукать" с детьми.

Следующая ступень к овладению речью - период лепета. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребёнка и знаменует начало овладения речью и понимания отдельных слов и предложений.

Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, в активном словаре малыша имеется около десяти слов.

Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды - всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребёнка, а также его личности, характерологических особенностях.

Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу, педиатру, логопеду.

 Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребёнок определяет направление звука - колокольчика, дудочки, погремушки. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится.

Уже в период гуления он оживляется, начинает "подпевать", стучит ручками, ножками.

 Позже, месяцев с 7-8, приплясывает, хлопает в ладоши, "поёт". Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие, обращённые к нему слова. По просьбе взрослого он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.

Окружающие ребёнка взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.

С ребёнком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Помимо всего прочего, детям необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чём-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем малыш успеет выразить их словом или жестом.

После шести месяцев следует заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребёнок улыбается - активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение "лошадка". Чем раньше вы научите малыша щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш,ж,р,л).

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С 6-7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук - массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение 2-3 минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. 

Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Раньше работу логопеда рекомендовали начинать с пятилетнего возраста. Современные исследования позволили сделать вывод о необходимости раннего логопедического воздействия на ребёнка.

Родителям стоит обратиться к специалисту если:

  • в 12 месяцев ребёнок не понимает простой просьбы, дополняемой жестом, в его словаре нет 8-10 слов;
  • в 18 месяцев малыш не использует в своей речи 15-20 слов;
  • в 2 года словарный запас не составляет минимум 50 слов, предложения не состоят из двух слов;
  • в 2,5 года неправильно использует местоимения я,ты,мне, не повторяет две цифры в правильной последовательности, не имеет понятия "один";
  • к 3 годам не накопил словарный запас из 250 слов, не использует предложения из трёх слов, не овладел множественным числом существительных и глаголов, не называет своё имя, не понимает простых предлогов, не выполняет задание типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку".

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее выстроить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе.

Уважаемые родители!

К школьному возрасту ребёнок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания. Если речь ваших детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду, дефектологу.

Рекомендации родителям по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

-  общее недоразвитие речи;

-  нарушение процессов чтения и письма;

-  нарушение памяти;

-  низкую концентрацию внимания;

-  нарушения словесно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет учитель-дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Памятка для родителей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

- поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

-  правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

-  проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

-  на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

-  проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

- ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком одно из обязательных условий правильного речевого развития;

- выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

-  занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

-  занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4—5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;

-  занятие не следует перегружать заданиями;

-  на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

-  к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

             Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

- определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

-  делить слова на слоги;

-  различать твердые и мягкие согласные;

-  различать гласные и согласные звуки;

-  различать слова, похожие по звучанию;

-  различать слова, отличающиеся одним звуком;

- находить слова, в которых нет заданного звука;

-  осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

             Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к учителю-дефектологу. К моменту поступления в школу желательно устранить неправильное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут.

Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

-  пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)

-  общую моторику;

-  мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т. д.).

Развитие звукобуквенного анализа

Ребенка надо научить:

-  устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

-  понимать смыслоразличительную роль буквы.

Развитие словаря

Формировать умения:

- определять количество и последовательность слов в предложении;

-  составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

- пересказать текст;

-  рассказать сказку.

Обучение чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма и чтения.

 

 

Разделы сайта